Триумфальная Арка Тита — память о взятии Иерусалима. Триумфальные арки рима - константина, тита, септимия севера Итальянская арка

Полон историко-культурных достопримечательностей. Каждый архитектурный шедевр рассказывает о важных событиях многовековой истории столицы Италии. Одно из уникальных творений зодчества расцвета расположено недалеко от величественного Колизея.

Арки в честь победителей

Доблестных полководцев, вернувшихся с победой после долгой войны, всегда встречали самым торжественным образом. Древний Рим не был исключением. Издавна в честь триумфаторов возводились специальные каменные сооружения, в которых увековечивался их подвиг. Мужественные воины гордо заезжали в город через построенные арки, где их торжественно встречали с почестями местные жители.

Однако Константина, о которой пойдет речь в статье, не была достроена на момент победоносного возвращения императора. Это единственное сооружение в Риме, возведенное после победы в гражданской войне, ведь чаще всего такие строения создавались в честь триумфа над внешним врагом.

Император Константин и его заслуги

Дерзкий и честолюбивый Константин с детства желал стать императором, и ради этой цели он шел на все, убирая неугодных и мешающих ему со своего пути. Отец юноши - известный полководец - перед своей смертью передает сыну свои полномочия, а римские воины заранее провозглашают Константина своим императором.

В то время в Риме правил жестокий деспот Максенций, которого ненавидели городские жители. Мечтавший о троне доблестный воин, избравший своей религией христианство, отправляет свою армию на врага через Альпы. Зная, что силы Максенция намного превышают его армию, Константин долго молится, ожидая какой-либо небесный знак.

Знак свыше

В летописях есть упоминание о чуде, поразившем армии противника и удивившем самого Константина. После его просьб о помощи в предстоящем сражении в небесах появляется крест из солнечных лучей, и якобы в облаках становится видимой надпись «Сим побеждай». Будущий император растерялся, не зная, что ему делать, а ночью к нему приходит Христос во сне, призывая идти войной на язычников и восстановить христианство во всей огромной империи.

30-летний Константин, окрыленный знамениями, выступает в бой и побеждает многочисленную армию тирана. В 312 году голова Максенция была привезена в Рим, чтобы все жители смотрели на поверженного деспота, а сам Константин садится на долгожданный императорский трон.

Перенос столицы

Лишь 2 года спустя появляется посвященная победе Триумфальная арка Константина. Рим заплатил за столь долгое ожидание императора тем, что столица была перенесена в город Византий ставший христианским религиозным центром, а сам правитель был причислен к лику святых. Даже упоминание всех ратных подвигов на огромной арке не остановило молодого императора, не оценившего столь запоздалое внимание.

Самая крупная арка

Триумфальная арка Константина, возведенная на собранные сенатом и народом деньги, - самая «молодая» постройка подобного рода. Монументальное сооружение состоит из 3 пролетов, в самый крупный - центральный - и должен был торжественно въезжать победитель на украшенной колеснице. Гигантские размеры и толщина мраморной арки делают ее одной из самых крупных в мире. С двух сторон мощное сооружение окружают колонны, стены украшены изысканными барельефами, изображающими сцены побед доблестного императора.

Заимствование из других памятников

Известно, что для оформления арки использовались перенесенные с других зданий декоративные статуи и медальоны. Барельефы, посвященные победе Константина, на самом деле были сняты с исторического памятника, возведенного в честь победы другого славного полководца, - Марка Аврелия. Двухметровые медальоны, расположенные между колоннами, описывали события, связанные с другим императором, только голова древнеримского правителя Адриана была заменена на изображение неустрашимого победителя.

Такое заимствование элементов из других памятников истории объясняется тем, что Триумфальная арка императора Константина в Риме возводилась в очень сжатые сроки. Хотя многие не согласны с такой версией, считая необычную «эклектику» простым недостатком денежных средств. Исследователи, тщательно изучившие документы тех эпох, сходятся во мнении, что огромному сооружению требовались элементы, которые придали бы ему особый статус, и поэтому оформление арки выполнялось столь необычным образом. Как бы то ни было, монумент удивительной красоты поражает мощью и великолепием всех ныне живущих.

Щедро украшенный шедевр

Триумфальная арка Константина в Риме, архитектура которой была скопирована с подобного сооружения, посвященного возведена таким образом, что всем кажется, будто она опирается исключительно на могучие колонны. На их щедро украшенных рельефах изображаются сцены пленения диких варваров римскими солдатами. Над центральным пролетом арки возвышается скульптурное изображение богини победы - Виктории. Эти декоративные украшения относятся к эпохе правления победителя язычников.

С боковых сторон Триумфальная арка императора Константина украшена медальонами, на которых божества Луны и Солнца мчат на колесницах. Внутренние и внешние поверхности памятника, посвященного главному триумфу императора, заполнены скульптурными произведениями.

Погружение в древнюю историю

Триумфальная арка Константина обнесена высокой оградой, чтобы туристы со всего земного шара не растащили на сувениры древний шедевр мировой культуры. Надо сказать, что желтый мрамор сильно страдает от погодных условий и выхлопных газов.

Тысячи приезжих ежедневно рассматривают удивительные картины, погружаясь в древнюю историю с продолжительными войнами и яркими, знаменательными победами. Внушительное сооружение позволяет прикоснуться каждому к вечности, забыть о суетности бренного мира.

В Древнем Риме триумфальные арки начали воздвигать еще во времена республики. Прообразом этого сооружения были обычные ворота, вызывавшие ассоциацию перехода из одного пространства (чужого) в другое пространство (свое) или наоборот. Большинство арок построили в память значимых военных побед, когда армия и полководец возвращались из чужого, побежденного мира в свой, торжествующий и приветствующий. Триумфальная арка этого правителя была возведена в честь победы в Палестине. На ее рельефах изображены императоры, легионеры, рабы.

История

Её возвел в 81 году Домициан, младший брат Тита Флавия Веспасиана Августа, в честь завоевания полководцем Иерусалима в 70-м году, поставив её на самом высоком участке Священной дороги. Это было весьма значимое событие в истории Рима: война, длившаяся с 66 года, была закончена. Тит и его отец Веспасиан одержали победу. Арку соорудили на месте, где стоял «Золотой дом» Нерона. Её строили рабы, евреи, захваченные в Палестине.

Именно евреи, привезенные в Рим после победы Тита, и положили начало еврейской диаспоре сначала в Италии, а потом и по всей Европе.

В Средние века семья Франгипани возвела на месте Священной дороги крепостные сооружения, и арка стала их частью.

Первую реставрацию постройки начали по указанию Папы Пия VII в 1821 году. В процессе работ, руководить которыми поручили архитектору Джузеппе Валадье, некоторые детали арки полностью восстановили, а часть специально заменили. На колонне закрепили доску, на которой увековечивалось имя Папы.

Работы продолжались, и спустя два года была отремонтирована нижняя часть, но при этом мрамор заменили травертином, осадочной породой, эта замена имела определенную цель: зрительно выделить новодел.

Описание

Однопролетная арка Тита была не первой в Риме, но такого размера единственной: высота 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина 4,7 м. Для её возведения был привезен из Аттики пентельский мрамор.

Эта арка стала образцом сооружения такого рода. По её типу уже в более позднее время возведены знаменитая Триумфальная в Париже и арка национальной памяти в штате Трансильвания.

Фундаментальные колонны украшены орнаментом из листьев в композитном стиле, популярном к тому времени в Риме, и покоятся на высоких фундаментах из камня.

Постройку украшают и два больших рельефа. На первом можно увидеть торжественное шествие римлян, вернувшихся с трофеями из Иерусалима. Среди трофеев особенно выделена золотая менора из храма Соломона. Кроме нее в руках людей можно увидеть таблички, на которых начертаны названия завоеванных городов, золотой Стол хлебов, серебряные трубы. Замыкают шествие рабы.

Интересен и тот факт, что на арках, возведенных до арки Тита, легионеры не являлись самостоятельными персонажами, а были лишь фоном для фигур императоров. На арке легионеры стали полноправными участниками событий. Это говорит о их возросшей роли в жизни Рима.

На втором рельефе можно увидеть квадригу, которой управляет полководец, его сопровождают богиня победы Виктория и богиня Рома, и окружают верные легионеры. Это не единственный образ богини победы, всего на достопримечательности высечено четыре крылатые Виктории. Изображение правителя тоже не было единственным, но еще одна статуя императора на вершине постройки была утрачена и сохранилась только на фото.

Внутри на потолке имеется еще один рельеф, отражающий канонизацию императора. Над восточным карнизом помещена главная табличка с золотыми и серебряными буквами, сообщающая, что арка возведена в честь победы Тита и Веспасиана. На наружной стороне тоже были скульптуры, но они не дошли до нашего времени. Наверху установлен большой аттик, там скрыта урна с прахом римского правителя.

Местоположение

Адрес: Via Sacra,00186. Roma, Италия.

Как добраться

Ближайшая станция метро Colosseo, линия В.

Вконтакте

Одними из важнейших архитектурных строений древнего Рима являлись триумфальные арки. Основным мотивом воздвижения этих сооружений служило возвеличивание подвигов императоров и военных. Арки представляли собой парадные и богато украшенные скульптурными изображениями ворота, через которые должны были проезжать на боевых конях либо колесницах главнокомандующие, полководцы и проходить римские легионы после одержанных побед. Арка Тита, ныне расположенная на Римском Форуме, считается общепризнанным образцовым античным памятником. Её отлично сохранившийся вид является результатом кропотливой реставрации, выполненной в XIX веке. Арка увековечивает триумфальный поход римлян в Иудею, в результате которого были разграблены иерусалимские дворцы и храмы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Триумфальную арку установили в 81 году нашей эры по инициативе императора Домициана. Правитель Рима пожелал воздвигнуть монументальное сооружение в честь своего брата Тита и отца Веспасиана. Эти императоры в своё время успешно подавили восстания в Иудейской провинции. События, предшествующие строительству арки, разворачивались стремительно и судьбоносно. В 66 году Иерусалим был охвачен народным мятежом против римского владычества. Император Нерон, правивший в тот период, отправил на подавление конфликта опытного полководца Веспасиана, который с трудом погасил народное восстание и постепенно стабилизировал обстановку в Иудеи.

Через несколько лет из Рима приходит печальное известие о смерти Нерона. Великая империя вновь погружается во внутренние противостояния в борьбе за власть. Военные легионы ради умиротворения политической обстановки провозглашают императором военачальника Веспасиана. Он незамедлительно отправляется в Рим, оставив в Иудеи взамен себя сына Тита. Воспользовавшись смутой среди правящих кланов империи, ближневосточный народ решил продолжить восстание против Рима. Наступил звездный час для Тита. Он своим войском осаждает Иерусалим на протяжении нескольких месяцев. После чего римская армия приступает к штурму и разграблению храмов, а также дворцов города. В результате боевой и моральный дух бунтовщиков был подавлен, что явилось триумфом Тита.

В 79 году Тит становится преемником своего отца и вступает на престол Римской Империи. Спустя два года он скоропостижно умирает. Вскоре римский сенат принимает решение об официальном обожествлении императора Тита. Новый правитель Рима Домициан начинает строительство арки, которая должна торжественно олицетворять победу его брата в Иудейской войне. Примечательно, что воздвигали сооружение пленные жители Иерусалима, которых насчитывалось около 50 000 человек. В XII веке арка была встроена в комплекс оборонительных укреплений дворца знатной и влиятельной римской фамилии того времени Франжипане. Вокруг особняка аристократов шли ожесточённые бои между феодальными кланами. Триумфальная арка Тита подверглась серьёзным разрушениям, которые нанесли ущерб её первозданному виду.

Лишь в середине XIX века по инициативе папы Римского Пия VII монумент был отреставрирован. Работы проводил архитектор Луиджи Вальде. Зодчий искусно разобрал сооружение и тщательно собрал его заново, добавив взамен недостающих элементов травертин. Новый материал заметно выделялся на фоне помпезного белого мрамора, которым была изначально облицована арка.

Описание и архитектура

Мощная однопролётная арка с круглым сводом возвышается на небольшом холме рядом с Римским Форумом. Её высота составляет 15 метров, а ширина - 13 метров. По сравнению с другими историческими памятникам Рима, внешний вид монумента достаточно скромный и строгий. Фасад обрамлён коринфскими колоннами, капители которых украшены орнаментом в виде листьев аканта. По углам пролёта высечены изображения богини победы Виктории с изящными крыльями.

Главные украшения арки расположены внутри пролёта. Это два основных рельефных изображения, описывающие разграбление святынь Иудеи римскими легионерами. С одной стороны фигуры солдат несут в руках и на своих плечах трофеи, взятые из иерусалимского храма. Скульптурное панно воплощает традиционное триумфальное шествие, во время которого выставлялись сокровища побеждённых народов на всеобщее обозрение, тем самым подчёркивалось величие Римской империи. Из драгоценностей особо выделяются менора (канделябр) с семью подсвечниками, деревянный стол для «хлебов предложения» (неотъемлемый атрибут иерусалимского храма) и серебряные трубы. Фигуры военных облачены в одежду, складки которой повторяют контуры тела. Таким образом, создаётся ощущение движения солдат в пространстве.

Другая внутренняя сторона арки украшена рельефным рисунком, который показывает императора Тита, едущего на колеснице. Его голову венчает лавровым венком крылатая богиня Виктория. Четырьмя лошадьми управляет покровительница Рима - богиня Рома. Фигуры скачущих жеребцов придают скульптурной композиции динамику. Между рельефными изображениями в центре свода арки расположено небольшое панно, окаймлённое декоративными углублёнными плитками квадратной формы (кессонами). Оно наглядно характеризует обожествление императора Тита после его смерти. Здесь можно увидеть орла, уносящего на небо правителя.

Триумфальная арка увенчана аттиком, на котором с обеих сторон фасада сделаны латинские надписи. Послание, обращённое к Колизею, выражает благодарность Титу от римского сената и граждан. Со стороны Форума видна надпись, гласящая о том, что верховный понтифик Пий VII повелел отреставрировать сей обветшалый памятник искусства в 1821 году.

Где находится и как добраться

Арка Тита находится на территории Римского Форума, где расположены известные античные памятники архитектуры древней цивилизации. Добраться до неё можно на метро (станция Colosseo).

В этой статье мы решили объединить три самые знаменитые и значимые триумфальные арки Рима - Константина, Тита и Септимия Севера. Тем более что расположены они в пешей доступности друг от друга и осмотреть их можно в один заход.

Триумфальными арками считается архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки ранее устанавливались при входе в города, в конце улиц, на мостах, широких дорогах, в честь победителей или в память о важных событиях.

Ранее триумфальные арки возводились временные, они чаще всего были сооружены из дерева, и постоянные, такие арки должны были служить долго, поэтому сооружались из камня, кирпича или бетона. Именно постоянные римские арки и сохранились до наших дней, о них то и пойдет речь в данной статье. Все триумфальные арки могли иметь один, три или пять пролетов, были перекрыты полуцилиндрическими сводами, завершающимися антаблементом и аттиком. Украшались статуями, барельефами, горельефами или памятными надписями, или и тем и другим вместе взятым.

Начнем по порядку и рассмотрим каждую арку подробно и в отдельности

Триумфальная арка Константина в Риме

Триумфальная арка Константина расположена в Риме, возле самых знаменитых и значимых достопримечательностей Рима - и Римского форума, по адресу: Via di San Gregorio 184, 00186 Roma, Italia. Как и амфитеатр, арка Константина считается самой яркой аркой Италии и входит в группу основных памятников архитектуры и достопримечательностей Рима.

Арка расположена под открытым небом и посмотреть на неё можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Триумфальная арка Константина (латинское название Arcus Constantini, итальянское - Arco di Costantino) представляет собой трехпролетную каменную арка, то есть имеет три прохода - самый большой центральный, расположен по центру монумента, и два меньших размеров по бокам.

Триумфальная арка Константина плюс ко всему имеет и довольно внушительные размеры, в высоту она достигает двадцати одного метра, в ширину более двадцати пять метров, а глубину более семи метров. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик же кирпичный и облицован мрамором.

Также арка Константина является самой посещаемой и позднейшей, то есть последней из всех сохранившихся римских триумфальных арок.

Арка была воздвигнута в 315 году нашей эры. Является единственной в Риме, построенной в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне, что делает её историческую ценность ещё более значимой. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

В архитектуре арки используются элементы декора, снятые с более древних монументов - сполии. Сполии, в переводе с латинского означает «трофеи», в применении к аркам это элементы декора, в основном колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений, как правило, языческих храмов и использовались при строительстве новых зданий как правило, храмов христианских.

Так и в случае с аркой Константина, множество её украшений до возведения использовалось на других ранее разрушенных постройках. Например, на аттике находятся восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты украшены медальонами, изображающих сцены охоты времен Адриана, это ещё второй век.

Именно арка Константина позже стала основным примером для многих подобных сооружений, возводимых в более поздние периоды. Так в Риме появились и другие подобные трехпролетные каменные арки.

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.

Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы - Виктории. Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Ходят слухи, что в аттике этой триумфальной римской арки был захоронен прах самого Тита. Подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи - Цезарь, чье погребение было в Римском Форуме, Траян - в цоколе именной колонны и Тит. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций Рима, но еще и мемориалом, по типу московского мавзолея или в Испании.

Триумфальная арка Септимия Севера в Риме

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo) как и арка Константина является трехпролетной аркой, достаточно хорошо сохранившейся до наших времен.

Арка Септимия расположена, как и арка Тита, на древней Священной дороге Via Sacra, в северной части Римского Форума между Курией и Рострой.

Построен монумент в 205 году нашей эры в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных эпизодах 195-203 годов.

Выполнена арка из кирпича и травертина (известковый туф). Поверхность облицована мраморными плитами. Имеет высоту более 20 метров, ширину чуть более 23 метров и глубину чуть более 11 метров.

Арка Тита (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Начиная разговор о Триумфальной арке, безусловно, предполагаешь, что первым, что придёт на ум собеседнику, конечно же, будет парижская достопримечательность. Однако предшественницы французской красавицы едва ли не превосходят её по своим архитектурным, историческим и эстетическим достоинствам. Чтобы увидеть по-настоящему великую триумфальную арку, приезжайте в Рим.

В Риме, на площади Форум, стоят две сохранившиеся со времён великой Римской Империи арки. Одна из них - арка Тита, послужившая моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

Триумфальные арки начали возводить в Риме еще во времена республики. Это были своеобразные, богато украшенные и декорированные ворота, проходя через которые, особо отличившиеся полководцы получали «триумф». Ставились триумфальные арки не только в Риме, но и по всей империи.

Арка императора Тита Флавия была построена его братом Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в честь победы римского оружия в Иерусалимской войне, которая произошла в 1 веке н. э. Установлена арка была на месте входа снесенного Флавиями «Золотого дома» Нерона. Безусловно, арка Тита стала одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме. Она была монументальным постаментом для бронзового памятника императору, который был увенчал богиней победы Викторией.

Арка Тита стала одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме.

Внешне Арка Тита имеет строгие формы и может некоторым показаться достаточно скромной, однако эта скромность и торжество ее архитектурных пропорций и делает арку Тита предметом восхищений и подражания для подобного рода строений. Фасад арки практически не украшен скульптурами за исключением двух Викторий и скульптурой Фортуны.

Проход арки украшен рельефами на которых изображено триумфальное шествие Тита в Риме: императора ведет сама богиня Рима, а впереди шествия несут захваченные в войне трофеи, в том числе и золотой семисвечник из храма Соломона.

Высота арки Тита составляет 15,4 м, ширина - 13,5 м, глубина пролёта - 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроена она из пентельского мрамора, добываемого в Аттике. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера.

Посвятительная надпись на латинском языке гласит: «Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».

Арка Тита послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821-м при папе Пие VII провели реставрацию монумента. Некоторые части монумента были восстановлены, а некоторые намеренно изменены - вместо необходимого мрамора был использован минерал осадочных пород травертин, форма арки была упрощена. На другой стороне от древнего посвящения Пий VII начертал новое: «Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й».

Стоит ли говорить, что арка Тита стала прародительницей многих подобных шедевров по всему миру: по её образцу была построена в 1806 г. упомянутая выше Парижская Триумфальная арка и не менее известная Арка национальной памяти американского штата Пенсильвания, возведённая в 1910-м. Что ж, влияние римской культуры на мировую вряд ли можно переоценить. Так что, действительно, все дороги ведут в Рим, и всем путешественникам, прежде чем разъезжать по миру, показано познакомиться с первоисточником, а значит, побывать в Риме.

Похожие публикации