Правила оформления претензий. «Нордавиа» пытается погасить долги за счет пассажиров Нордавиа проблемы

Фото: Вадим Воропаев vk.com/transport_vmurmanske

У авиакомпании «Нордавиа – региональные авиалинии» серьезные финансовые проблемы, перевозчик может в скором времени быть признан банкротом. Это произойдёт, если предприятие не произведёт выплаты по договорам займа. Об этом пишет Московский комсомолец Мурманск . Общая сумма долга только по двум договорам на текущий момент превышает 1,2 млрд рублей, без учёта процентов, которые рассчитаны исходя из ставки 15% годовых.
Согласно информации издания, по одному из них уже зафиксирован дефолт — истек срок погашения долга в сумме 700 млн рублей (без учета процентов по ставке 15% годовых). По другому договору (на сумму свыше 500 млн рублей) срок истекает в середине апреля. Таким образом, общая сумма долговых обязательств превышает 1,2 млрд рублей плюс проценты.

ИА «B-port» указывает, что заимодавцем является компания «Уорлд Бест Трейд Лтд», зарегистрированная на Сейшельских островах, и сообщает, что после неоплаты долга, в адрес руководства компании были направлены претензия и предложение урегулировать вопрос в досудебном порядке. По закону у «Нордавиа» есть 30 дней на погашение просроченной задолженности, если этого не произойдет, дело перейдет в судебно-правовую плоскость, результатами которого могут быть взыскание активов авиакомпании.
Представители перевозчика пока никак не комментируют данную ситуацию. Вообще сумма в 1,2 млрд для предприятия не критична, другое дело, что помимо этого долга есть и другие, совокупная сумма которых уже достигает критических значений.
Долговая история «Нордавиа» тянется уже не первый год, в 2011 году «Норникель» приобрел авиакомпанию у «Аэрофлота» за 7 млн USD, причем её долги тогда составляли больше 200 млн. На конец 2014 г. долг «Нордавиа» перед банками составлял более 11 млрд руб. В 2016 году «Норникель» избавился от тонущей в долгах «дочки», продав 100% акций авиакомпании акционерному обществу «Скай Инвест». В ходе реализации сделки, была полностью реструктурирована текущая задолженность авиакомпании перед поставщиками и финансовыми институтами. Тогда участники сделки отказались от комментариев по ее сумме, но по мнению экспертов, стоимость продажи авиакомпании могла быть символическая, учитывая миллиардные долги.
После перехода к новому владельцу, весь 2016 год прошел для авиакомпании в поисках оптимальной стратегии развития. Изначально предполагалось, что «Нордавиа» продолжит развитие в качестве базового перевозчика Северо-Западного региона страны, затем из нее пытались создать лоукостер, затем акционеры приняли решение выстраивать на базе авиакомпании сетевого перевозчика в сотрудничестве с авиакомпанией «Red Wings».

В этом году похоже готовится еще одно масштабное изменение , «Нордавиа» пройдет ребрединг и сменит название на «Смартавиа». Ожидалось, что авиакомпания получит первые два ВС типа Airbus А-320. Главное, чтобы проблемы с накопившимися долгами не помешали реализации всех этих планов.
Роль «Нордавиа» в Мурманске и Архангельске сложно переоценить, несмотря на возрастные самолеты, все рейсы перевозчика самые удобные по времени, тарифы вполне доступные, пунктуальность и уровень сервиса приемлемы. Маловероятно, что северяне в чем-то выиграют, если «Нордавиа» обанкротится и уйдет с рынка.

Общие убытки двух авиакомпаний превышают 12 млрд рублей, поэтому они могут ухудшить их экономическое положение.

В понедельник российские авиакомпании "Нордавиа" и Red Wings объявили о слиянии. Как считают эксперты, компании пошли на такой шаг, чтобы укрепить общие финансовые показатели и не повторить судьбу "ВИМ-авиа", которая из-за многомиллиардных долгов находится уже на грани банкротства. Однако эксперты считают, что объединение вряд ли поправит положение авиакомпаний - уж слишком тяжелы их долги. Как выяснил Лайф, за последние годы "Нордавиа" и Red Wings успели накопить убытков более чем на 12 млрд рублей.

Акционеры "Нордавиа" и Red Wings уже начали подготовку к консолидации в единый холдинг. Пока обе компании будут работать под своими брендами, а затем у холдинга появится новое название. По объёму перевозок Red Wings, принадлежащая "Эрлайн Эссет Менеджмент" - дочерней структуре "Ильюшин финанс", - сейчас занимает 13-е место в России, а "Нордавиа" компании "Скай инвест" Сергея Кузнецова - 17-е. В прошлом году компании в совокупности перевезли 1,8 млн человек. После ухода с рынка чартеров "ВИМ-авиа" пассажиропоток нового холдинга в 2018 году может превысить 3,5 млн человек.

В самих компаниях не скрывают: цель объединения - повышение финансовой устойчивости.

Как выяснил Лайф, дела у "Нордавиа" и Red Wings в последние годы шли не очень хорошо. Согласно базе данных СПАРК, непокрытый убыток Red Wings за 2016-й превысил 2,5 млрд рублей, кредиторская задолженность - 3,1 млрд, а убыток - 193 млн рублей.

У "Нордавиа" ситуация ещё хуже. Согласно той же базе данных СПАРК, непокрытый убыток авиакомпании на 2016-й превысил 10 млрд рублей, кредиторская задолженность за прошлый год составил чуть более миллиарда рублей, а чистая прибыль - 1,7 млрд рублей. Кроме того, сейшельский офшор World Best Trade, выкупивший в 2016 году у бывшего владельца авиакомпании - "Норникеля" - право требования долга, теперь пытается взыскать с неё в российских судах $128 млн и 1,2 млрд рублей.

В авиакомпании "Нордавиа" говорят, что они стали жертвами партнёров.

История с так называемым долгом была инициирована в начале 2017 года сейшельским офшором WBT российского предпринимателя Дмитрия Чертока. Речь идёт о сумме, которая в действительности накопилась за счёт внутренних инвестиций, которые за последние 10 лет делали акционеры компании в целях развития "Нордавиа". Тем не менее мы не признаём претензии WBT в наш адрес и рассматриваем их как попытку захвата компании, - прокомментировал Лайфу пресс-секретарь "Нордавиа" Виктор Аношкин.

По мнению экспертов, объединение двух обременённых долгами авиакомпаний вряд ли сможет укрепить их положение.

В кризис всегда происходит консолидация участников, и авиационная отрасль тут не исключение, - говорит директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. Если говорить о "Нордавиа", то они сильно провисли в 2014-м, но в 2016-м вышли в зелёную зону и даже закрыли год с прибылью. У "Нордавиа" есть очень серьёзный накопленный убыток, который превышает прибыль до налогообложения за 2016-й. Red Wings тоже в минусе. В общем, объединение компаний едва ли позволит решить все их проблемы, и есть риск, что компании могут повторить ситуацию c "ВИМ-авиа". В конце концов, от "Трансаэро" тоже никто не ждал банкротства.

Руководитель проектов Коллегии адвокатов "Хренов и партнёры" Роман Беланов также считает, что убыток в 10 млрд рублей для "Нордавиа" - это серьёзное обременение.

Эти компании не самые крупные на этом рынке, поэтому для них те же 10 миллиардов непокрытых убытков - это серьёзно. Долги нужно будет гасить, и впереди компании может светить банкротство, - считает Беланов. - Мое мнение: для небольших компаний убыток в миллиард - уже серьёзное обременение.

Иное мнение у главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова. По его словам, едва ли Red Wings стала бы сливаться с "Нордавиа", если бы считала её долговую нагрузку неподъёмной.

Объединившись, компании станут экономически эффективнее, получат большую долю на рынке и увеличат парк, - говорит Гусаров. - Что касается долгов "Нордавиа", то они у авиакомпании действительно немаленькие, но, если акционеры Red Wings решились на слияние, значит, они не видят в этом большой проблемы. Тем более что долги по балансу - это не всегда реальные и тяжёлые долги. Всё зависит от условий, например, крупный долг можно растянуть на 10 лет, и там выплаты будут копеечные, а у кого-то долг гораздо меньше, но выплатить его нужно через год. То есть отчётность никогда не даёт реальной картины стабильности компании.

Обе авиакомпании уже неоднократно мелькали в скандалах, связанных с задержками рейсов. Так, летом около тысячи жителей Мурманска не смогли вылететь в Москву из-за отмены совместных дневных рейсов авиакомпаний "Нордавиа" и Red Wings. Тогда губернатор Мурманской области Марина Ковтун поручила региональному Минтрансу подготовить обращение в Ространснадзор с просьбой о проверке деятельности Red Wings.

В "Нордавиа" признавали проблемы с задержкой рейсов, объясняя их самыми разными причинами. Одна из них - обслуживание воздушных судов. Парк авиакомпании насчитывает девять "боингов", средний возраст которых составляет 20 лет, поэтому на их обслуживание уходит больше времени.

Тревожная ситуация сложилась в разгар сезона на рынке авиабилетов в России: как говорится, никогда не было – и вдруг опять.

Одним из самых активных авиаперевозчиков страны является базирующаяся в Архангельске компания Nordavia, которая работает в тесном союзе с Red Wings. В этом году «Нордавиа» выбросила на рынок беспрецедентно много билетов, стараясь заранее заполнить рейсы по всем направлениям на полгода вперед. Туроператоры также охотно сотрудничают с компанией, приобретая чартерные рейсы с хорошими скидками.

Можно было бы только порадоваться за пассажиров, если бы не нависшая над «Нордавиа» угроза приостановки деятельности уже в августе 2017 года: компания не в состоянии расплатиться с долгами. Первые ласточки уже (не) взлетели: 3 июля около тысячи жителей Мурманска узнали о том, что купленные ими билеты на совместные рейсы «Нордавиа» и Red Wings – пустые бумажки и бессмысленные файлы. Полеты отменены и возобновятся лишь 27 июля. Никакой компенсации за сорванные планы не предусмотрено – только возврат стоимости билетов . Есть опасение, что подобные ситуации будут повторяться все чаще.

Напомним, именно по такому сценарию развивались события в ныне покойной «Трансаэро»: накопление долгов, невозможность расплатиться, активные продажи билетов за бесценок для заполнения кассовых разрывов – и все-таки банкротство. Осуществлять перевозки по этим ценам «Аэрофлот», правопреемник «Трансаэро», не захотел – и людям пришлось просто сдавать билеты (и мучиться с получением денег, ибо касса банкрота оказалась пуста). Бывшие владельцы компании спокойно обосновались во Франции, в розыск они не объявлены – и это создало очень нехороший прецедент.

Авиакомпания «Нордавиа» накапливала долги довольно давно. В 2016 году холдинг «Норильский никель» счел ее непрофильным активом и продал, но весьма оригинальным образом: сам авиаперевозчик ушел холдингу «Скай Инвест» (возглавляемому Сергеем Кузнецовым), а вот долги «Нордавиа» перед «Норильским никелем» купила компания World Best Trade. Общая сумма долга весьма велика – 128 млн долларов и 1,2 млрд рублей, то есть около 9 млрд рублей по текущему курсу (в прессе проходила информация и о 12 млрд).

Первый дефолт по собственным обязательствам «Нордавиа» объявила еще 31 марта 2017 года, второй – 14 апреля. Это были даты возврата рублевых задолженностей компании. Не получив денег, World Best Trade объявила о намерении предъявить к досрочному погашению и валютную часть долга. Таких денег у «Нордавиа» нет. Если суд удовлетворит требования кредитора, историю авиакомпании можно будет считать законченной. Пострадают при этом прежде всего пассажиры, купившие билеты на рейсы, которые, быть может, никогда не будут осуществлены.

Летние билеты – самые дорогие в году, и на них можно сделать хорошую кассу. Неудивительно, что оказавшаяся в отчаянном положении авиакомпания пытается собрать деньги с пассажиров, чтобы рассчитаться с долгами. Но даже в случае погашения долга есть большой риск, что средств на осуществление рейсов у перевозчика уже не останется. Государственные структуры вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов не намерены: незадачливая «Нордавиа» когда-то принадлежала «Аэрофлоту», но в 2011 году была продана «Норильскому никелю» всего за 7 миллионов долларов – остальное ушло как раз на покрытие долгов. Как видим, ничего не изменилось.

Самой большой стране мира, безусловно, нужны авиакомпании – хорошие и разные. Вот только хотелось бы, чтобы хороших было больше, а разные куда-нибудь ушли. Вернее, улетели.

Похожие публикации