Площадь восстания памятник. Площадь восстания

З наменская площадь - одна из самых знаменитых в Петербурге.
Сейчас в центре площади стоит стелла в виде штыка, но так было не всегда. Площадь сильно изменила свой внешний вид по сравнению с императорскими временами (причем единственная на Невском проспекте) и поменялась по сравнению с советскими.

В народе площадь получила название Знаменской по освящённому в 1765 году приделу церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В 1794 — 1804 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова церковь перестроили в камне. В 1809 году появилась чугунная ограда и две часовни (и то, и другое было перестроено П. А. Чепыжниковым при ремонте 1863-1865 годов). По имени церкви («Знаменская») получили свое названия Знаменская площадь и Знаменская улица (ныне площадь и улица Восстания). Знаменским назывался и мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.

Церковь жалко. В нее ходили многноие великие люди, в том числе и академик Павлов.

В этой снесенной церкви венчалась моя прабабушка по материнской линии...

Это документ а ниже она сама... Хотя печать не очень похожа на оригинал. Может быть была другая Знаменская?

Раньше на площади стоял памятник Транссибу в виде конного императора Александра III.

В советское время памятник стоял с надписью "ПУГАЛО". А затем его снесли и теперь он стоит за задворках во внутреннем дворике Мраморного дворца) потом и саму Знаменскую церковь.

По поводу памятника есть занятные народные стихи.

"Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте шапочка, какого дурака это папочка?!"

На площади должен был появиться Ильич. Ленины и Санкт-Петербург связаны крепко. Не зря ведь город был Ленинградом. Наваяли памятников столько, что политкультурной птице и нагадить было некуда.

С приходом народной власти, площадь получила имя "Площадь Восстания". И Ленин по центру, был бы ее классическим социалистическим завершением. Название обязывало, где еще как не там...

На площади даже был заложен камень с надписью: (Прямо пойдешь...) «Здесь будет сооружен памятник Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда». Но, к счастью, не сложилось.

Тот факт, что 250-летие Ленинграда праздновали на четыре года позже, современников до сих пор удивляет. Но энТого причина банальна и уважительна - в 53-м умер Сталин, было не до празднований. Четыре года оплакивали. Кроме того не любил Хрущев Ленинград (этим все советские руководители отличались). Не ждали ничего хорошего от интеллигенции и культуры. Но это не главная причина почему памятник вождю так и не был поставлен.

По некоторым прикидкам в то время (1957-м) в Ленинграде было всего семь памятников и бюстов Ленину на свежем воздухе, в основном, на территории заводов и фабрик. Но затем, в нашем городе появлялся примерно, как минимум, один Ильич в год.

Этот остатки Знаменской церкви. Теперь тут вестибюль метро. Можно заходить и молиться...

Конечно, площадь Восстания место серьезное, не задворки у заводского склада, тут с кандачка памятник не поставишь.

Существует легенда, что был конкурс. И на нем победила работа скульптора Аникушина - главного и самого "звездного" ленинградского скульптора того времени. Но власти никак не могли памятник правильно установить. Не вставал он по всем канонам социалистического фен-шуя. Всё время он к чему-то задом получался... или боком к какой-нибудь городской доминанте. Как Ленина не поставь, задница в коммунизм не ведет и перспективы радужные не рисует, а дело ведь политическое. Расположишь вытянутой рукой в сторону Невского, а как же пассажиры выходящие из Московского вокзала? Иностранные гости будут выходить в город мировой революции и первое что видеть - зад Ильича. Неполиткорректно!

Дотянули до 1965-го, а тут подоспел приказ об установке монумента городу-герою Ленинграду в связи с двадцатилетием со дня Победы, и на площади Восстания решено было соорудить обелиск, который бы одинаково смотрелся со всех сторон."

Правда, и этот обелиск «Городу-герою Ленинграду» дожали только через двадцать лет, уже в самостийной России. Как написал Розембаум - воткнули штык в сердце города... как говорится, фраза красивая, но если всерьез и об архитектурном решении, то на вкус и цвет. Мне например нравится. Вертикального в нашем городе маловато.

Площадь Восстания расположена в центральном районе Старой Пальмиры. Она является одним из символов города и входит в исторический культурной столицы страны. Площадь Восстания - это не простое название. Ее история уникальна и интересна.

Площадь Восстания вплоть до переноса столицы обратно в Москву имела совершенно другое название - Знаменская. Находится она на стыке Невского проспекта, его единственного поворота, и Лиговского проспекта. Чем же обусловлено такое название площади? Все дело в том, что в первой трети прошлого столетия здесь находилась одноименная церковь. И окончательно название "Знаменская" закрепилось за ней в год начала строительства вокзала, именовавшегося «Николаевский». В 1917 году именно здесь разворачиваются кровавые ожесточенные события двух последних русских революций. Здесь провозглашали известные февральские манифесты, здесь происходили тяжелые бои и схватки. И поэтому в следующем году площадь переименовывают на современный лад. В середине 20 столетия на площади открыли станцию метро «Площадь Восстания». Станция относится к 1 ветке метрополитена. Внутри она украшена бронзовыми скульптурами, которые отражают страшные события Февральской и

Площадь Восстания имеет свою длинную историю, отсчет которой ведется со времен Елизаветы. В годы ее правления здесь была заложена Знаменская церковь, проект который осуществил Демерцов. Стоит отметить, что церковь не раз перестраивалась. Сама же площадь сформировалась лишь во второй четверти 19 столетия, когда по проекту Ефимова был заложен основной ансамбль площади. Связано это было, прежде всего, со строительством второй в стране железной дороги Петербург (Площадь Восстания)-Москва. Здесь известный архитектор Тон возвел но тогда еще, как уже было сказано выше, он носил название Николаевский. Чуть позже по проектам Гемлиана будут воздвигнуты гостиница Знаменская, больше известная как «Октябрьская», а также известный причтовый дом по проекту инженера Соколова. Весной 1909 года на площади торжественно откроют памятник Александру Освободителю, через 28 лет памятник перевезут сначала в Русский музей, а затем установят в Мраморном дворце. Во времена Великой Отечественной войны на площади сооружались военные установки - она была своего рода плацдармом для всех солдат и командиров.

И уже в 1945 году победителей с размахов встречали на восстановленном Московском вокзале. В начале 1980-х годов был воздвигнут обелиск в честь 40-летия Великой Победы. Памятники подобного вида были сооружены во всех городах-героях по приказу компартии. является символом площади.

Площадь Восстания в Санкт-Петербурге - это не просто красивое место, это больше, чем изящность памятников. Это историческая площадь! Место, где выступал Ленин, посещала церковь и Александр Второй. Это место, где в 1917 году решалась судьба страны. И его нужно хранить и беречь. Ведь это не так уж сложно!

Отражением архитектурной сталинской эпохи 40-х – 50-х годов в Москве стали семь монументальных многоэтажных здания, которые экскурсоводы и жители столицы именуют не иначе, как « ». Одна из таких высоток расположена на Кудринской площади, которая вплоть до 1992 года называлась площадью Восстания. Один из архитекторов в своих воспоминаниях писал, что проектирование высотки было связано с разработкой общей композиции площади, чтобы здание было органично с ней связано, стало плотью от плоти ее.

Архитектурное решение высотки

Строительство гигантского жилого дома было начато в 1948 году и продлилось почти 6 лет. Над проектом будущей высотки работали два талантливых советских архитектора А. Мндоянц и М. Посохин в тесном и плодотворном сотрудничестве с конструктором М. Вохомским. Здание представляет собой высокий 24-х уровневый центральный корпус, к которому симметрично примыкают, составляя общую структуру сооружения, два боковых крыла, насчитывающих по 18 этажей. Опирается весь массив здания на мощный цокольный этаж. Всего в жилом доме расположено порядка 450 квартир.

Традиционно для московских высоток того времени основной фасад увенчан башней со шпилем, и вместе с остроконечной верхушкой сталинский небоскреб насчитывает более 150 метров. Украшением дома служат ажурные аттики, башенки и скульптурные группы на фасадной части. В архитекторские планы входило также обрамить сооружение зелеными насаждениями, но первоначальный замысел так и не был осуществлен.

Не менее величественно здание выглядит внутри. Мраморные лестницы, огромные вестибюли, украшенные зеркалами и роскошными люстрами. В больших подъездах действует по три лифта, в маленьких предусмотрен один лифтовый подъемник.

Для кого же строили такое шикарное здание, и кто получил апартаменты в престижном доме? Часть квартир была предоставлена работникам авиационной промышленности, жилье в центре Москвы обрели конструкторы и летчики-испытатели. Их соседями стали партийная номенклатура и высокие чиновники госаппарата. Но, тем не менее, высотку в народе нередко называли «домом авиаторов». Впрочем, за этим гигантским жилым домом закрепилось и другое название: «высотка на площади Восстания». Верхние этажи были жилые, а первый и цокольный этаж занимали магазины и кинотеатр.

Позднее находившиеся в боковых корпусах технические помещения переделали в жилые. А к 850-летию столицы московскую высотку косметически подремонтировали, подлатали, очистили плитку фасадов, одним словом, подновили.

О чем говорят легенды

Нередко рассказывают, что строительство высотки тщательно контролировалось не только специалистами строительного надзора, но и более серьезными службами: Комитетом безопасности. Этому совершенно не стоит удивляться, нужно вспомнить в какие времена происходило строительство дома. Поговаривают и о каких-то мифических тайных коридорах, в которых якобы могли подслушиваться разговоры жильцов. Легенды легендами, но, в доме, например, каждый этаж мог быть наглухо изолирован от лестниц и лифтовой площадки, а в подвале были оборудованы вместительное бомбоубежище и подземные гаражи.

Сталинская высотка в наши дни

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами. Кинотеатр давным-давно не функционирует, а в цокольном этаже открыт боулинг-клуб.

Дом продолжает жить своей жизнью и является объектом туристического интереса, как и другие высотки сталинской эпохи.

Сквер на площади Восстания

Еще с одним зеленым островком посреди Невского проспекта мы встретимся на площади Восстания на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Впервые свое официальное название площадь получила в 1849 году. Тогда ее назвали Площадью к Знаменскому мосту. Мостик через Лиговский канал вел к церкви во имя Входа Господня в Иерусалим. Церковь построили в 1804 году по проекту архитектора Ф.И. Демерцова. В народе она была известна как Знаменская, или «Знаменье», по одному из приделов. Еще ее называли Павловской, по фамилии известного ученого, лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова. Он был ее усердным прихожанином, а по одной из легенд, даже венчался в ней. В 1940 году, после смерти Павлова, церковь снесли. Сейчас на ее месте стоит наземный павильон станции метро «Площадь Восстания».

В 1857 году название площади отредактировали, придав ей современное звучание. Теперь она стала называться Знаменской.

23 мая 1909 года на Знаменской площади был открыт конный памятник Александру III - редкий образец сатиры в монументальной скульптуре: грузная фигура царя с тяжелым взглядом тайного алкоголика, каким и, может быть, не без оснований считали его современники, на откормленном тучном битюге, как бы пригвожденном к гробовидному пьедесталу. Почти сразу разразился скандал. Верноподданная часть петербургского общества требовала немедленно убрать позорную для монархии статую. Демократическая общественность, напротив, приветствовала произведение такой обличительной силы. В спор включилась Городская дума. И только автор памятника Паоло Трубецкой, итальянский подданный, воспитывавшийся вдали от «всевидящего ока» и «всеслышащих ушей», оставался невозмутимым и отшучивался: «Политикой не занимаюсь, я просто изобразил одно животное на другом». В салонах рассказывали анекдот про одного грузинского князя, который воскликнул, глядя на памятник: «Я знаю, цто Саса зопа, но зацем же это так подцеркивать?» Надо сказать, что памятник и в самом деле вызывает неоднозначные чувства. Если верить фольклору, многие петербуржцы испытывали по отношению к нему обыкновенную неловкость. Сохранился анекдот о приезжем англичанине, который попросил своего петербургского друга показать ему новый памятник, «что Трубецкой сделал». «И так мне братцы, обидно сделалось, - рассказывал впоследствии петербуржец, - что повел я его к фальконетовскому Петру Великому». - «Ну и что же англичанин?» - «Ничего, хвалил».

Памятник Александру III на Знаменской площади

Впрочем, существует легенда, пытающаяся объяснить сложившуюся ситуацию. Будто бы памятник Александру III, казавшийся в архитектурной среде Петербурга таким грубым, на самом деле предназначался для установки на урале, «на границе Азии и Европы», высоко в горах. Смотреть на него предполагалось из окон движущегося по Транссибирской магистрали поезда. Это дало бы возможность по иному взглянуть на монумент. Фигуры коня и всадника не казались бы такими массивными и неуклюжими.

Паоло Трубецкой приехал в Россию в 1897 году преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и сразу принял участие в конкурсе на проект памятника умершему за несколько лет до того царю. Одержав победу в конкурсе, скульптор приступил к работе. Он сделал 14 вариантов памятника, однако ни один из них не удовлетворил официальную комиссию. Легенда гласит, что, только услышав, как Мария Федоровна, вдова покойного императора, подойдя к одному из проектов, радостно воскликнула: «Вылитый Сашенька!» - члены высокого жюри, переглянувшись и удивленно пожав плечами, остановили наконец свой выбор на этом варианте.

Невиданному остракизму подвергли памятник в феврале 1917 года. Как только тогда его не называли: «Пугало», «Комод», «Скотина на скотине», «Обормот на бегемоте», «Медведь на слоне». Изощрялись в частушках, стихах и песнях.

Возродилась старинная мода на так называемые загадки-пирамиды, ответы на которые приводили в невероятный восторг уличную толпу. В фольклоре сохранилось несколько вариантов этих замечательных загадок:

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапочка.

Какого дурака это папочка?

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте идиот,

На идиоте шапка,

На шапке крест,

Кто скажет слово -

Того под арест.

Судьба монумента оказалась печальной. В 1937 году памятник убрали с площади, к тому времени уже не Знаменской, а Восстания. Причина - традиционная, он будто бы мешал трамвайному движению по Невскому проспекту. Долгое время памятник хранился за чугунной решеткой во дворе Русского музея. По меткому выражению фольклора, он стал «Узником Русского музея». Во время блокады Ленинграда он едва не погиб от снаряда. К этому времени в Ленинграде сформировалось поверье: благополучие города, его честь и достоинство оберегалось тремя всадниками: Петром I - на площади Декабристов, Николаем I - на Исаакиевской площади и Александром III - на площади Восстания. И то, что один из них вынужден был покинуть свое историческое место, рассматривалось ленинградцами как знак беды.

Неслучайно одной из первых побед демократической общественности в постсоветском Петербурге считается освобождение памятника Александру III из-за решетки Русского музея. Голос: «Свободу узнику Русского музея!» - был услышан. Памятник вывели из заключения, но установили не на его историческом месте, а перед входом в Мраморный дворец. Во дворе, на низком пьедестале, еще совсем недавно занятом пресловутым «Ленинским броневиком». Говорили, что временно. Что при этом имелось в виду, неизвестно. Историческое место памятника Александру III перед Московским вокзалом занято.

Между тем жизнь бывшей Знаменской площади, к тому времени переименованной в площадь Восстания, продолжалась. В 1952 году на месте снятого памятника разбили партерный сквер, посреди которого установили закладной камень для будущего памятника В.И. Ленину.

Памятник Александру III у Мраморного дворца

Однако со временем планы изменились. Закладной камень был убран, и в 1985 году к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в центре сквера на площади Восстания был установлен обелиск «Городу-герою Ленинграду» по проекту А.и. Алымова и В.М. Иванова.

Многотонный гранитный монолит, обработанный в виде армейского штыка, сразу привлек внимание городского фольклора. Пожалуй, трудно найти в городе памятник, заслуживший такое количество негативных определений. Наиболее мягкие из них: «Пограничный столб», «Каменный гвоздь», «Отвертка», «Долото», «Развертка», «Шпиндель», «Вилка», «Штырь», «Гвоздь», «Шампур», «Пипетка», «Страшный сон парашютиста». Но даже среди этого не очень лестного ряда есть и более жесткие: «Штык в горле Невского проспекта».

Заговорили о переносе обелиска на площадь Мужества. Многим казалось, что там, вблизи всемирно известного Пискаревского мемориального кладбища, на площади, само название которой посвящено памяти ленинградцев, защитивших свой город от фашистского нашествия, обелиск обретет свое подлинное значение.

Спор о том, что должно находиться на площади, - памятник Александру III или обелиск городу-герою Ленинграду - продолжается до сих пор. Иногда кажется, что в спор включается и сама площадь. И в самом деле - оказалось, что обелиск обладает неожиданным оптическим эффектом. Тень от звезды, венчающей стелу, утверждает городской фольклор, в определенное время и при известном освещении образует на асфальте Невского проспекта четкие очертания двуглавого российского орла.

Из книги Москва и москвичи автора

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Нарышкинский сквер Нарышкинский сквер, этот лучший из бульваров Москвы, образовался в половине прошлого столетия. Теперь он заключен между двумя проездами Страстного бульвара, внутренним и внешним. Раньше проезд был только один, внутренний, а там, где сквер, был большой

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Улицы Петроградской стороны. Дома и люди автора Привалов Валентин Дмитриевич

Георгия Товстоногова, сквер В 2010 г. зеленый массив у дома № 4 по Петровской набережной назван именем Г. А. Товстоногова, художественного руководителя Большого драматического театра.28 сентября 2010 г. перед домом по проекту скульптора И. Б. Корнеева и архитектора

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Сквер в Брюсовом переулке Чтобы не прерывать экскурсию, мы по дороге осмотрим несколько мест, которые тоже вписываются в ее тему, правда, косвенно. Тем не менее мне будет приятно, если кому-то увиденное по пути напомнит эпизоды из полюбившихся книг.Сворачиваем с Моховой

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Нарышкинский сквер Нарышкинский сквер, этот лучший из бульваров Москвы, образовался в половине прошлого столетия. Теперь он заключен между двумя проездами Страстного бульвара, внутренним и внешним. Раньше проезд был только один, внутренний, а там, где сквер, был большой

автора

Петровский сквер на Сенатской площади В начале XX века рядом с Александровским садом, в центре огромного пустынного пространства, известного как Сенатская площадь, возник сквер, названный Петровским. Сквер был разбит вокруг памятника Петру Первому, который был

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер перед Казанским собором В 1737 году по указу императрицы Анны Иоанновны специально для иконы Казанской Богоматери на «Невской прешпективе» построили церковь Рождества Богородицы, ее тогда же в народе прозвали Казанской. Она стояла ближе к тротуару, примерно там, где

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Ломоносова В сюжете о Екатерининском сквере мы уже рассказывали о задуманном Карлом Росси грандиозном ансамбле Александринского театра. Реализация проекта предполагала организацию огромного пространства от Невского проспекта до набережной Фонтанки,

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на Пушкинской улице В 1730-х годах территорию вдоль правой стороны Невского проспекта за Фонтанкой отдали для заселения служащим Дворцового ведомства. Постепенно здесь образовались слободки поваров, кузнецов, свечников, стремянных. Память о них до сих пор

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Искусств Чтобы продолжить рассказ о садах и скверах, сложившихся на улицах и площадях, расположенных параллельно Невскому проспекту, вернемся к Гостиному двору, перейдем на противоположную, четную сторону проспекта и по Михайловской улице пройдем на

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Биржевой сквер Вблизи порта, позади современного здания Биржи, располагался так называемый Биржевой сквер. Весной, с приходом в порт иностранных кораблей, в Биржевом сквере разворачивалась бойкая торговля экзотическими заморскими диковинками - говорящими попугаями,

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Румянцевский сквер Традиционно западной границей Стрелки Васильевского острова считается Кадетская линия. Как мы уже знаем, в 1818 году, по предложению архитектора Карла Росси, сюда, на Васильевский остров, с Марсова поля, перенесли памятник генерал-фельдмаршалу П.А.

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Тургенева В 1886–1887 годах перед западным фасадом Покровской церкви по проекту архитектора Н.Л. Бенуа создается сквер. В 1920-х годах вокруг Покровской церкви шумел оживленный толкучий рынок со всеми характерными приметами петербургского уголовного мира и

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Калинкинский сквер Садовая улица заканчивается у самого устья Фонтанки, у Старо-Калинкина моста, там, где река, раздваиваясь на два рукава, впадает в Неву. Во второй половине XVIII века здесь, при въезде на Старо-Калинкин мост, по Большой Петергофской дороге сформировалась

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на Московской площади В этих условиях ни о каком садово-парковом строительстве речи быть не могло. Только в советское время, когда из-за близости границ казавшейся в то время агрессивно опасной капиталистической Финляндии в воспаленном воображении руководителей

Похожие публикации