Что за отверстия в плитах пальмиры. История древней пальмиры

Движение исламистов ИСИС продолжает сеять хаос на Ближнем Востоке. Под угрозу исчезновения поставлены великолепные руины бесценного исторического наследия Древнего Рима в Сирии и Леванте.

После уничтожения сокровищ последних уцелевших городов Вавилона Ниневии, Хатры и Нимруда, ИСИС пытается разрушить памятники архитектуры Пальмиры в Сирии.

Пальмира — античный город Сирии с богатой историей

Несколько причин, почему Пальмира является особым историческим местом, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

1. Пальмира являлась крупным торговым центром греко-римского периода

В течение нескольких веков форт Пальмира в Сирии выполнял задачи важного коммерческого пункта на Ближнем Востоке. Древний город приобрел мировую известность, когда римляне освоили эту местность.

Поселение посреди пустыни, Пальмира имела идеальное географическое расположение. Через город проходили маршруты купцов между на Западе и Парфии на Востоке.
Огромное количество караванов стекалось в Пальмиру, рынки заполнялись разнообразными товарами: от специй до рабов, благовоний и слоновой кости. Собранные за остановку в городе налоги шли на развитие и строительство Пальмиры, в результате чего город стал невероятно богатым.

2. Правителем древнего города Пальмиры была женщина

Древний город долгое время находился под управлением женщины. Зенобия, царица Пальмиры, стала самым известным правителем сирийского города. Ее слава добралась до Рима. Она пыталась выступать против мощной империи и расширить сферу влияния цивилизации. В итоге попытки увенчались неудачей, но ее имя воспевали еще несколько веков.

Даже ее заклятый враг, римский император Аврелиан, признался в Historia Augusta, что царица Пальмиры была достойным соперником.

Когда Аврелиан потребовал капитуляции Зеновии, она ответила, что предпочтет погибнуть, как , которую она считала своим предком.


3. Пальмира: история города и попытки завоевания Марка Антонием

Люди Пальмиры были хорошо осведомлены о новостях Рима и врагов империи — Парфии. Любое государство могло вторгнуться в город.

В 41 г. до н.э. , находясь в отношениях с Клеопатрой, решил разграбить богатейшее поселение на земле — Пальмиру. Он отправил кавалерию грабить город недалеко от Еврафата, находящийся на границе между римлянами и парфянами.

На самом же деле считается, что Антоний просто хотел отомстить Пальмире, занимающей нейтральное положение. Антоний мечтал похвастаться друзьям добычей. Жители предприняли мер для защиты своей жизни. Они перевезли имущество через реку и были готовы стрелять на нападавших. Многие из них были хорошими лучниками.

В результате армия Антония ничего не нашла в городе и не встретив ни одного врага вернулась с пустыми руками, пишет Аппиан.

Историческая ценность руин Пальмиры

Памятники архитектуры города сохранились отлично на протяжении веков. Руины могу многое рассказать о жизни жителей древнего поселения.

Скульптуры Пальмиры по стилю несколько отличаются от римских. Сочетание погребальных рельефов на камне и слияние с культурой Римской империии повлекло создание особенно красивых барельефов.

Среди чудес искусства Пальмиры императора Адриана, храм богини Аллат, храм Баал-Шамин и руины зданий, где оставили исторические следы разные народы древнего мира.

Античный город Пальмира, построенный в Сирийской пустыне в 10 в. до н.э., является музеем под открытым небом, где очень много достопримечательностей и памятников различных исторических периодов. Руины Пальмиры были взяты под охрану ЮНЕСКО, как лучшие образцы древнеримской архитектуры.

Величественные памятники располагаются прямо в пустыне, недалеко от одноименного населенного пункта. Достопримечательности располагаются в Пальмире рядом, что позволяет быстро осмотреть основные из них, увидеть историческую связь каждого памятника с той или иной эпохой. Туристам очень нравиться бродить по главной улице древнего города, осматривать колоннады и величественные арки.

К сожалению, некоторые руины и развалины постепенно исчезают под песочными дюнами, а часть памятников были разрушены в ходе сирийского конфликта. Поэтому государственные структуры, занимающиеся охраной и восстановлением достопримечательностей, постоянно проводить реставрацию стен, храмов, колонн, что активизирует туристический поток в это удивительное место.

Руины города были открыты случайно в 17 в ., и с тех пор тут проводятся регулярнее археологические раскопки. По результатам многочисленных экспедиций было установлено, что Пальмира раскинулась в пустыне на три километра, на протяжении которых можно увидеть руины древних стен и зданий, хозяйственных и дворцовых сооружений, алтарей, храмов. Ученые доказали, что город множество раз переходил из рук в руки, и был в 10 в. н.э. поддан разрушению и разграблению арабов.

На холмах, которые окружают Пальмиру, можно увидеть развалины замка, который некогда возвели рабы. В восточной части страны располагается древнейший храм, посвященный богу солнца Ваал-Гелиосу. Он знаменит тем, что тут прекрасно сохранилась уникальная лепнина, внутреннее оформление в виде листьев, ягод и плодов.

В долине располагаются башни, усыпальницы, погребальные пещеры.

Украшением и центром Пальмиры является Триумфальная арка, возведенная во 2 в. н.э., когда город был центром торговли арабского Востока. Через главные ворота можно было попасть в центр города, прямо на центральную торговую площадь. Состоят ворота из трех частей, что позволяло попасть в ту часть города, в которую нужно было приезжим торговцам. Центральный свод имеет высоту в 20 метров. Триумфальная арка сделана из камня разных видов, полностью покрыта резьбой, многочисленными скульптурами львов с открытой пастью.

Под влиянием временем арка была разрушена, поэтому сохранились только фрагменты этого величественного сооружения древности.

Это старинный дворец, который был построен на холме в долине Эль-Букейя. В дословном переводе с арабского и французского языков название замка означает крепость рыцарей. Замок был построен как важный стратегический пункт, который был необходим для того, чтобы охранят дорогу Антиохия – Бейрут – Средиземное море.

Впервые о замке написали в арабских хрониках в 10-11 вв., как о крепости курдов. Сюда в 1031 г. был переведен специальный военный гарнизон, а спустя более 60 лет форт перешел в руки французских крестоносцев. Крепость решили сохранить, как опорный пункт на пути к Иерусалиму. Управлять замком стал орден госпитальеров, благодаря которым захватить замок не могли более ста лет.

Руины замка свидетельствуют о том, что строение было треугольным в основе, длина которой составляла 270 м, а ширина достигала 9 м. Это было так называемое ядро замка, по бокам которого располагались 5 башен квадратной формы. Внутри крепости находились казармы с изогнутыми сводами, а братья имели возможность служить службу в часовне. Ее форма была сделана как слепая аркатура, что превращало часовню в еще один неприступный объект.

Это самое большое культовое сооружение, которое находится в процессе реставрации. Храм был возведен в 32 г . н.э ., вобрав традиции восточной и античной архитектурных традиций. Фасад здания был оформлен, как большинство греческих и римских храмов, а вокруг находился большой двор святилища. По всему периметру находятся колоны, оформленные элементами греческой и римской лепки, а также восточными компонентами – пышными и грандиозными украшениями.

Храм, как и святилище, были построены на террасе, размеры которой поистине поражают и составляют 2010 на 305 метров . Некогда двор был окружен мощными стенами, сложенных из каменных блоков. Стены были украшены небольшими колонами, крытые портики, опиравшиеся на колоны.

Попасть в середину двора можно было через четыре входа, главный из которых находился на западе. Эти ворота были оформлены неповторимой резьбой, остатки которых можно увидеть во время посещения Пальмиры. Внутри храм – это огромное пространство, не делящиеся на отдельные зоны стенами или колонами.

Это целый архитектурный комплекс, где каждое здание отличается монументальностью и величием. Здесь очень много колонн, которые создают потрясающие колоннады, множество каменных платформ.

Всего в Тетрапилоне есть четыре монументальных платформы, и над каждой высится по 4 колонны, накрытые сверху плоскими плитами. Издали кажется, что комплекс – это уникальная своеобразная триумфальная арка, которыми некогда обрамляли городские площади, ставили на перекрестках главных дорог, торговых центров. Высота каждой колонны составляет 17 метров . Интересно, что только одна колонна сделана из розового мрамора, а остальные – из камня. Когда-то на платформах стояли статуи, но ни одна не сохранилась до этих пор.

Основан в самом конце 4 в. до н.э. императором Селевком Первым Никатором, который родился в древнем городе Эуропос. Поэтому правитель и присвоил крепости – Дара/Дура (название форта на арамейском) – имя родного селения. Туристы могут увидеть отлично сохранившиеся фрески, посвященные религиозным и библейским мотивам, в том числе ангелов, что в иудаизме запрещено. В городе находятся знаменитые ворота, которые вели прямо в Пальмиру. Дорога между двумя городами связывала два населенных пункта в период античности.

В Дара Эуропос отлично сохранилась цитадель, жилые кварталы, а там улицы, различные постройки, дома знати и простых горожан, четырех римских бань, располагающиеся с правой стороны от ворот.

Главная улица Пальмиры обрамлена колоннадой, которую археологи называют Великой. Ее протяженность составляет 1,1 тысячи метров. Примечательна тем, что имеет два изгиба, что для центральных улиц Римской империи не было характерно. Объяснить это можно тем, что улица один в один повторяла караванный путь. Высота каждой колоны составляет 10 м , между столбами находились крытые портики, сделанные из гранита особой розовой асуанской породы и красивого золотистого известняка.

Собрания в Пальмире проводились на главной площади, которая одновременно служила и местом для проведения торгов. Форма агоры – правильный прямоугольник, который со всех сторон окружен портиками. Некогда в самом центре находилась трибуна, откуда оглашались важные решения и указы.

Вокруг Агоры находятся караван-сарай, стела Пальмирский тариф, где делались отметки о налогах и различных тарифах, установленные Сенатом. Этот столб вывезли в Санкт-Петербург, где он и был помещен в Эрмитаж.

Возле храма Аллат – богини мудрости, располагалась статуя Льва. Рядом с ним находилась газель. Весил барельеф около 15 тонн, и достигал высоты в 3,5 метра. Лев был уничтожен боевиками Армии ИГИЛ(запрещена в России) летом 2015 г.

Возведенный в 131 году нашей эры, он был вторым по значимости храмом в Пальмире. Его значение – поклонение божеству Балу , который отвечал за дождь, и соответственно, за урожай. Языческий храм был превращен в христианский в 5 в., став церковью. Взорван, как и статуя Льва, в 2015 г.

Недалеко от Пальмиры находится Долина гробниц или Пальмирский некрополь. Тут хоронили представителей знати, возводили башни. Несколько гробниц отлично сохранились, а под ними располагаются подземные гробницы – гипогеи. Тут хоронили представителей того или иного рода.

Находятся около храма Набо, которые, как считалось длительное время, было построены по приказу императора Диоклетиана . Но раскопки позволили установить, что их возраст другой, как минимум на сто лет раньше. Диоклетиан только реконструировал термы, сделавший бани похожими на римские. Уцелели часть водопровода, каменный бассейн, монолитные колоны, портик.

Заключение

Посмотреть туристы могут не только указанные достопримечательности, но и отправиться на экскурсию к другим памятникам. Обязательно стоит посетить амфитеатр, руины военного лагеря Диоклетиана, Сенат, множество храмов и святилищ. К сожалению большая часть памятников была разрушена.

Древний город Пальмира расположен в Сирии. Грандиозные сооружения Пальмиры потрясают умы современников и могут спокойно конкурировать с постройками европейской античности. Древняя Пальмира в Сирии настолько была великолепна, что стала нарицательным именем для многих существующих городов (для России северная пальмира - Санкт-Петербург, южная пальмира - Одесса).

История города Пальмира в Сирии

Упоминания о городе Пальмире начинаются с XIX века до н.э. Тогда город назывался Тадмор, так же и в настоящее время называется одна из деревень близ развалин легендарного города.

Выгодное географическое положение позволило древней Пальмире к I веку н.э. стать крупным торговым и культурным центром. А рост богатства притягивал взоры недоброжелателей. Так в 271 году римский император Аврелиан взял под осаду Пальмиру в Сирии. Никто из местных защитников не смог противостоять римским легионерам, и городу пришлось сдаться.

После разграбления в городе был размещен римский гарнизон. Строительство продолжилось в III -IV веках, но оно носило оборонительный характер. Новый лагерь Диоклетиана был обнесен стенами, которые, к слову, занимали уже меньшую территорию, чем сам город. Население Пальмиры резко падало. После пришествия византийцев здесь был оборудован пограничный пункт, а уже при арабах город полностью пришел в запустение и был погребен под толщей песка. Позже здесь периодически появлялись купцы, путешественники и даже исследователи, но полноценные раскопки начались только в 1920-х годах.

Город Пальмира в Сирии. Описание

Сам город имел эллиптическую форму с длиной порядка двух километров и шириной вдвое меньше. Хорошо сохранились главные памятники города Пальмиры, окруженные стенами. Еще до прихода римлян в городе сложилось два центра - культовый и торговый. Позже дорогу, соединяющую их, связала Большая колоннада, являющаяся главной достопримечательностью древней Пальмиры. Километровая улица имеет ширину 11 метров, с обеих сторон ее украшают портики с двумя рядами колонн. В настоящее время эти десятиметровые сооружения в результате долгой работы песка изрядно повреждены.

Колоннада

По мере движения по улице имеются арочные ответвления на боковые улицы. В центральной части дороги находится триумфальная арка, полуразрушенное, но не менее впечатляющее строение. В конце улица приводит к святилищу Бела.

Триумфальная арка

Храм Бела, построенный в 32 году н.э., был посвящен верховному местному божеству и являлся главным храмом города. Самое большое сооружение в былые времена содержал двор, бассейны, алтарь и само здание храма. В архитектурном плане в нем объединилось влияние римской и восточной архитектуры.

Храм Бела

Храм Баалшамина, посвященный почитаемому во всей Сирии богу небес, является вторым сооружением Пальмиры. Типично римская постройка была завершена в 131 году н.э. Оба этих храма сохранились почти полностью и дают возможность оценить мастерство строителей Пальмиры. Но на этом перечень построек не заканчивается.

Храм Баалшамина

Возле триумфальной арки расположен храм Набо. Напротив него находятся развалины римских терм. Осталась также часть водопровода, ведущая к термам от ближайших источников воды. Рядом расположены театр и Сенат. Рядом с Сенатом выстроена агора - площадь для торговли или оповещения народа.

Театр в Пальмире

Рядом с агорой был найден «Пальмирский тариф» - массивная плита длиной 5 метров, содержащая решения Сената о тарифах и налогах. В настоящий момент эта плита находится в Эрмитаже Петербурга.

Как выше упоминалось, к поздним постройкам относится лагерь Диоклетиана. Сейчас здесь на центральной площади расположены развалины храма знамен, где раньше располагались боевые знамёна римлян. За лагерем Диоклетиана расположены стены, а далее идут холмы. На одном из холмов расположена крепость Калаат Ибн-Маан, возведенная здесь арабами в средние века. Здесь же на склонах расположен некрополь, представленный разрушенными башнями. Часть из них возводилась на гипогеях - подземных захоронениях.

Холмы и башни близ Пальмиры

Былое величие города было погребено временем. Но сейчас город Пальмира снова приобретает былую славу, став крупным туристическим центром.

Пальмира.
Ее красота тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу.
Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами,
поднимаются колонны с капителями - кудрявыми, словно кроны пальм.

Многие люди про такие места говорят «А что там смотреть? Груда камней …». А я все таки, попадая в подобные исторические места ощущаю себя песчинкой в океане времени. Что то исходит от этих останков былых цивилизаций! С одной стороны какое то могущество и непонятная мощь! А с другой стороны такая хрупкость, что временами страшно и за нашу то цивилизацию. Вернемся в Сирию. Почему вернемся?

Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) - в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. Сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.


На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листья и гроздья винограда, верблюды, орлы. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории имеется много удивительных парадоксов: Помпеи, например, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру - человеческое забвение. Она была брошена людьми и забыта.

А когда-то все начиналось с Эфки - подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт - бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен. Город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом. Из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.

Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлениях арки и ворота ставятся для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До нашего времени сохранился второй важный перекресток города - Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Здесь тоже вовсю шла торговля, каменные перекрытия лавок сохранились до настоящего времени.

В городе было много храмов, строили их весело, на совесть.

Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла - бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. Вот тогда-то и разнеслась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.

В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови - бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо - сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.

От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат - только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и поныне.

А земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность - отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.

Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.

Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Но понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.

Тогда Рим прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству - физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 году (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.

На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это означает - дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.

До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Римский Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат - а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.

Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.

Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.


1900 год

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок.

Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2–3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.

Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.

Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.

Самую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».

В XX веке ею заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры - два Тадмора. Одна из них - древняя, другая - новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины, бедный народ. В 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама является ее продолжением.

Первоначально Пальмира была основана как поселение в оазисе в северной части Сирийской пустыни, называемое Тадмор. Несмотря на то, что римская провинция Сирия была образована в 64 г. до н.э., население Тадмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. Они контролировали торговые пути между Средиземноморским побережьем Сирии и землями парфян на восток от Евфрата. Пальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из Дальнего Востока и Индии к Персидскому заливу, а также на Великом шелковом пути.

При римском императоре Тиберии (14-37 гг. н.э.) Тадмор был включен в состав провинции Сирии, и переименован в Пальмиру, «город пальм». После захвата римлянами Набатейского царства в 106 г. Пальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ближнем Востоке, переняв пальму первенства у Петры.

В 129 г. император Адриан пожаловал Пальмире статус «свободного города», дав жителям право свободного поселения и значительные торговые привилегии. В 217 г. император Каракалла дал Пальмире права колонии и назначил ее правителем сенатора Септимия Одената. Вскоре сам Оденат и его сын были убиты в результате мятежных заговоров. Правителем Пальмиры в 267 г. стала жена второго сына Одената — Зенобия, при которой город достиг наибольшего расцвета. Зенобия была очень амбициозной женщиной и даже заявила, что она ведет свой род от Клеопатры.

В 272 г. Пальмиру захватил император Аврелий и привез Зенобию в Рим в качестве своего трофея. В 273 г. Пальмира была разрушена до основания, и все жители были вырезаны в результате акта возмездия за мятеж местного населения, во время которого в городе было убито около 600 римских лучников.

В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.
В 634 г. город был захвачен арабами.
Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.
В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии.
С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.
В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».

История Пальмиры - сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из Европы в Азию» - посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле - Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда «художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ «Северной Пальмиры».

Своих внуков Екатерина II назвала Александром (в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию) и Константином (в память византийского императора), что отвечало планам создания великой империи на Балканах. Пальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени связывалась с идеей «расширения окна», созданного царем Петром, не только в Европу, но и в Азию, а себя императрица Екатерина сравнивала со своенравной царицей Зенобией, вдовой царя Одената, которая после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между Западом и Востоком.

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 25.04.2016 09:49 Просмотров: 1766

Пальмира – древний город в Тадморском оазисе Сирийской пустыни в 240 км от Дамаска.

Пальмира, вернее, её руины, пользуются самой большой популярностью среди всех многочисленных памятников Сирии.
Место для этого города люди избрали не случайно. На долгом караванном пути от моря к Евфрату только здесь пробиваются водные источники среди бесплодных камней и песка. Археологи установили, что поселение здесь существовало с III тысячелетия до н.э.

История Пальмиры

Триумфальная арка – визитная карточка Пальмиры
Первое упоминание о Пальмире (под именем Тадмор) содержится в вавилонских клинописных текстах XIX в. до н.э. Сейчас это имя носит арабское селение, расположенное рядом. Согласно Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана израильским царём Соломоном.
К I в. н.э. Пальмира стала крупнейшим торговым и культурным центром. Здесь останавливались на отдых караваны из Аравии, Персии, Индии и др. стран. Богатый город всегда притягивал тех, кто искал наживы. При императоре Тиберии город Тадмор получил название «Пальмира», что означает «Город пальм». При римлянах город процветал, а затем им стали управлять сирийцы, которые тоже приложили много усилий для развития города. Пик могущества Пальмиры относится к II-III вв.
Самой знаменитой и могущественной правительницей Пальмирского царства была Зенобия. Она объявила о независимости от Рима, однако вскоре её войска были разбиты, а сама она пленена. В 274 г. во время триумфального шествия Аврелиана Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях. После этого она жила в поместье Тибур (современный Тиволи) возле Рима.

«Зенобия в цепях» (около 1859). Скульптура Хэрриета Хосмера
Зенобия – образованная, честолюбивая и властная женщина необыкновенной красоты, храбрый воин и прекрасная наездница. При ней Пальмира превратилась в пышную столицу Востока с великолепными храмами, сюда съезжались поэты, ученые, художники и скульптуры.

Но в 271 г. римские легионы осадили город, Пальмира капитулировала – началось её медленное умирание. Сначала римский император Аврелиан устроил в городе погром, а затем здесь размещался римский гарнизон. При императоре Диоклетиане (рубеж III-IV вв.) здесь велось оборонительное строительство: на площади 30 000 кв. км расположился лагерь римских войск.

При византийцах Пальмира ещё существовала как незначительный пограничный пункт, а при арабах пришла в полный упадок. Былое величие Пальмиры постепенно было занесено песками пустыни...

На самом высоком из холмов возвышается арабская крепость Калаат аль-Маани, построенная в первой половине XVII в.
Развалины Пальмиры случайно обнаружили в XVII в., а первые научные экспедиции начались только во 2 половине XIX в. Раскопки Пальмиры начались в 1920 г.
В настоящее время на месте Пальмиры – развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры, это памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Вдоль главной улицы древней Пальмиры возвышаются колоннады и монументальные арки. Наиболее значимые сооружения – храм Баала (I в.), храм Баалшамина (II в.), агора (III в.), театр с общественным центром и караван-сарай.
В мае 2015 г. Пальмиру захватили боевики ИГИЛ. Многие памятники, которые не были увезены, подверглись разграблению и уничтожению.
27 марта 2016 г. сирийская армия при поддержке российских ВКС освободила Пальмиру.
Начинается работа по восстановлению города.

Храм Баала (Бела) в Пальмире

Автор: Sasha Isachenko – собственная работа, Википедия
Это храм посвящён местному верховному богу Баалу, повелителю неба, грома и молнии. Храм являлся главной святыней города. Разрушен в 2015 г. боевиками террористической группировки Исламское государство: взрыв на территории храма почти полностью разрушил его центр.
Храм в плане архитектуры представлял собой своеобразный гибрид восточной и античный архитектур: планировка его была выполнена в стиле храмов Ближнего Востока, а фасады – по образцу греческих и римских храмов. Построен в 32 г. н. э. – это одно из самых древних сооружений города и самых больших. Обширный комплекс состоял из двора, обнесённого оградой, ритуальных бассейнов, алтарей и собственно храма.
Внутри храма находился большой зал, не разделённый колоннадами или стенами. Свет в него проникал через прямоугольные окна, расположенные почти под самой кровлей. В центре торцовых стен в огромных нишах находились статуи богов.

Внутренний зал

Храм Баалшамина

Автор: Bernard Gagnon – собственная работа, Википедия
Вторым по значению храмом Пальмиры был храм, посвящённый божеству Баалшамину. Его называли владыкой небес, посылающим дождь. Храм был построен в 131 г., он представлял собой типично римскую постройку с глубоким 6-колонным портиком. Ранее колонны украшали скульптуры.
С распространением христианства в V в. храм был превращён в церковь. Был открыт швейцарскими археологами в 1954-1956 гг. В 2015 г. разрушен ИГ.

Храм Набо

Сирийский бог Набо – аналог греческого Аполлона. Храм Набо построен в I в. н.э. Он имеет прямоугольную форму, окружён колоннадой. Стены портиков украшали росписи. От этого храма сохранился лишь высокий подиум с лестницей.

Другие сооружения Пальмиры

Театр . Он не такой большой, как другие античные театры, но отличается изысканным оформлением.
Рядом с театром расположен вход на агору (прямоугольную площадь, служившую рынком), которая также разрушена.
Агора окружена различными по величине сооружениями. Одно из них, с массивными стенами и широкими дверями, как считают, было караван-сараем. Караван-сараи представляли собой подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг: питания, бань, денежных обменных пунктов и т. п.

Местный рынок рядом с агорой
Напротив храма Набо возвышаются руины огромных терм , не уступающих знаменитым римским термам своим убранством и размерами. Но от них уцелели только портик с монолитными колоннами из порфира и прямоугольный бассейн, в который спускались по каменной лестнице. Сохранилась часть водопровода, шедшего из источника.
Считалось, что это термы Диоклетиана, но археологи установили, что при Диоклетиане термы лишь реконструировали, а соорудили их на 100 лет раньше.

Деталь терм

Погребальные башни

На склоне окружающих Пальмиру холмов возвышаются полуразрушенные башни. Это городской некрополь, здесь сохранилось множество древних гробниц. Подобных погребальных сооружений нет в других районах Сирии.

Развалины Пальмиры с её колонными улицами, базиликами, алтарями и гробницами можно считать классическим образцом древнего города. Но время оказалось безжалостным к нему. И хотя руины Пальмиры стали известны всему миру и были оценены по достоинству, а многие барельефы и скульптуры находятся в лучших музеях мира, Пальмира вновь стала объектом наживы и варварского разрушения боевиков террористической организации ИГИЛ.

Скульптура из Пальмиры (Франция)

Похожие публикации