Биография цинь шихуанди. Цинь Шихуанди — первый император объединенного Китая

олгое время на огромной территории внутреннего Китая существовало множество отдельных мелких княжеств. Поскольку все они находились в состоянии перманентной борьбы друг с другом, период с V по III вв. до н. э. даже получил название «Эпоха Сражающихся Царств». Первенство периодически переходило то к одному, то к другому государству. В 221 году до н. э. в регионе появился лидер, объединивший под своей властью столь обширные земли. Им был ван царства Цинь — Ин Чжэн — суровый правитель и талантливый полководец. В знак своего величия Ин Чжэн взял имя Цинь Шихуанди, что означало «Великий император основатель династии Цинь».

Происхождение и ранние годы

Происхождение Ин Чжэна вовсе не сулило ему высокого титула. Отец будущего императора — Ин Чжу — был сыном наследника циньского престола Аньго и наложницы мелкого ранга. У Аньго было 20 сыновей, а сам он ещё только готовился унаследовать титула вана от своего отца, поэтому шансы Ин Чжу на престол были крайне невелики. О том, что Ин Чжу не пользовался большим уважением при дворе говорит и тот факт, что его дед — Чжаосян-ван — отправил внука в качестве заложника в царство Чжао. В Чжао к пленнику также относились весьма презрительно, а денег на его содержание выделялось крайне мало.

Однако именно в Чжао Ин Чжу познакомился с амбициозным купцом Лю Бувэем. Лю Бувэй предложил принцу помощь в получении престола в обмен на высокий чин при дворе в будущем. Купец сумел встретиться с главной наложницей Аньго — Хуаян, у которой не было своих детей. Он убедил женщину в том, что ей стоит усыновить Ин Чжу и уговорить Аньго сделать его своим наследником. Авантюра удалась и юный Ин Чжу стал главным претендентом на циньский престол после смерти отца.

В 250 г. до н. э. старый Чжаосян-ван умер и на престол взошёл Аньго. Однако его правление продолжалось менее года. Через несколько месяцев Аньго скончался и правителем Цинь стал Ин Чжу. Существует версия, что отец Ин Чжу был отравлен Лю Бувэем, желавшим поскорее возвести на престол своего протеже.

Так, в том же 250 г. до н. э., циньским ваном стал Ин Чжу. Новый ван сдержал своё обещание и сделал купца Лю Бувэя своим первым министром. Помимо царского титула Лю Бувэй преподнёс молодому правителю ещё один подарок — красивую наложницу по имени Чжао. Девушка стала фавориткой циньского правителя и подарила ему наследника по имени Ин Чжэн. Многие современники тех событий считали, что настоящим отцом Ин Чжэна был Лю Бувэй. Несмотря на то, что эта версия могла бы объяснить и особое отношение Лю Бувэя к малолетнему циньскому принцу и скоропостижную смерть Ин Чжу (в Цинь ходили слухи, что и к его кончине приложил руку могущественный первый министр), современные учёные её опровергли.

В 247 г. до н. э. тринадцатилетний Ин Чжэн теряет отца и становится циньским ваном при регенте Лю Бувэе. Долгое время юный правитель выполнял в своём государстве только представительские функции. Для настоящего управления страной ему не хватало знаний и опыта, поэтому реальную власть в Цинь имели Лю Бувэй и советник вана — Ли Сы. До начала своей карьеры в Цинь Ли Сы был мелким чиновником в царстве Чу. Он происходил из бедной и незнатной семьи, но очень много учился, чтобы достичь высокого положения в обществе. Ли Сы быстро понял, что в царстве Цинь для него открыты лучшие перспективы, чем в родном Чу, поэтому решился на переезд. Первым будущего советника заметил Лю Бувэй. Первый министр стал покровителем Ли Сы и помог ему приобрести вес при дворе.

Вместе Ли Сы и Лю Бувэй наставляли молодого вана, внушая ему, что именно он должен объединить под своим началом все враждующие царства. А для того чтобы достичь этой цели, ему нужно пресекать всякое инакомыслие и смуту внутри государства. В какой-то момент Ли Сы сумел настроить Чжэн-вана против Лю Бувэя. Первый министр попал в опалу и вскоре покончил с собой. Согласно данным исторических хроник, Ли Сы не раз прибегал к обману и интригам для того, чтобы устранять политических соперников и сохранять своё влияние на Ин Чжэна. Среди историков даже существует мнение, что именно Ли Сы был настоящим объединителем Китая.

Борьба за лидерство во Внутреннем Китае

Усиление Цинь началось ещё до рождения Ин Чжэна. В IV в. до н. э. большую роль в жизни государства играл реформатор Шан Ян — основоположник такого философско-политического учения как легизм. Сутью этого учения, противопоставляющего себя конфуцианству, была идея строгого подчинения законам и предписаниям, исходящим от правителя.

Все преобразования Шан Яна были направлены на формирование в Цинь абсолютной монархии. Оплотом этого строя должна была стать слаженно работающая административная система. Последняя позволяла за очень короткие сроки передавать повеления государя в отдалённые области и отслеживать качество выполнения указов. Все жители страны должны были подчиняться строгому регламенту и многочисленным предписаниям. Любое нарушение воли вана сурово каралось. Таким образом, за несколько поколений циньский народ стал идеальным послушным орудием в руках своего вана и его приближённых.

Также успех военных походов циньских ванов был связан с:

  • высокой эффективностью экономики царства. Каждая крестьянская семья была отдельной экономической единицей, работающей на благо государства;
  • сильной, хорошо подготовленной армией.

Ван мог в любой момент мобилизовать весь народ и сосредоточить все ресурсы на выполнении поставленной цели. Реформы Шан Яна превратили Цинь в слаженную милитаризированную машину.

Именно такое государство получил в наследство от своих предков Ин Чжэн. Его предшественники уже сумели подчинить циньскому дому несколько сильных царств. Ин Чжэну оставалось сделать последний рывок, чтобы положить конец Эпохе Воюющих Царств и стать правителем всего Внутреннего Китая.

К моменту воцарения Ин Чжэна Цинь была сильнее любого из соперничающих с ней царств по отдельности. Но перед лицом общей угрозы все бывшие противники объединились. Пять уцелевших после трёх веков непрерывающихся усобиц царств (Янь, Чу, Вэй, Хань и Чжао) создали коалицию против Цинь. Ещё одним их союзником должно было стать царство Ци, но его правители подчёркнуто придерживались нейтралитета в развернувшейся борьбе. Невмешательству Ци в процессы, происходившие во Внутреннем Китае, во многом способствовали богатые дары, которые Ин Чжэн пересылал цискому вану.

Ли Сы и Ин Чжэн организовали несколько походов против врагов Цинь:

  • в 230 г. до н. э. пало царство Хань;
  • в 225 г. — Вэй;
  • в 223 г. — Чу;
  • в 222 г. — Чжао и Янь;
  • в 221 г. — Ци, которому так и не помогла политика дружественного нейтралитета.

Так Ин Чжэн стал первым императором всей Поднебесной. В том же году он принял новое имя — Цинь Шихуанди.

Расцвет и падение империи Цинь

Основной задачей Цинь Шихуанди после завершения череды его победоносных походов было оформление единой административной системы на завоёванных территориях. По совету Ли Сы, он отказался от идеи создания удельной системы, когда родственники императора и представители знатных аристократических семей получали уделы и право проводить на своих землях самостоятельную политику. Такая система рано или поздно становилась основной причиной междоусобиц и сепаратизма. Чтобы избежать формирования аристократической оппозиции, император лишил знать наследственных привилегий и переселил её большую часть с отдалённых насиженных мест в столицу.

Всё государство было поделено на новые административно-территориальные единицы. Во главе каждой области был поставлен губернатор. Все местные чиновники получали жалование из императорской казны и подчинялись либо лично императору, либо его представителю.

На территории всех завоёванных царств вводились единые: законодательство, система мер и весов, денежная система и общее для всех письмо.

Цинь Шихуанди был убеждённым сторонником легизма, но он понимал, что в других царствах эта система может быть не понята и не принята. Поэтому он начал борьбу с главными противниками легизма — конфуцианскими мыслителями, критиковавшими преобразования Великого императора. По приказу Цинь Шихуанди, началось уничтожение конфуцианских книг и всех исторических хроник, кроме циньских.

После усмирения внутренних смут Цинь Шихуанди занялся борьбой с кочевниками — гуннами. Для защиты своей страны император повелел построить огромную стену вдоль течения реки Хуанхэ. В целом, Цинь Шихуанди сумел добиться процветания для своей страны. При нём строились дороги, росло благосостояние крестьян, развивались торговля и ремёсла. Но, несмотря на всё это, в воспоминаниях современников Цинь Шихуанди остался самовлюблённым тираном, казнившим тысячи людей по малейшему подозрению или прихоти. Он искренне верил в своё божественное происхождение и в то, что его империя просуществует десять тысяч поколений.

В 210 г. до н. э. в возрасте 48 лет Цинь Шихуанди скончался. Вечное упокоение он нашёл в грандиозном городе-усыпальнице, где помимо самого императора были похоронены десятки тысяч его сановников, слуг и наложниц. Многие из них были погребены заживо. По замыслу самого императора, его сон должны были охранять 8 тысяч терракотовых воинов, выстроенных перед его мавзолеем.

После смерти Цинь Шихуанди к власти пришёл его сын — Эр Шихуанди. Он не обладал авторитетом, работоспособностью и характером своего отца. При нём активизировалась аристократическая оппозиция, и начались крестьянские восстания. В 209 г. до н. э. Эр Шихуанди полностью потерял контроль над государством и был вынужден покончить с собой. Новым правителем Китая стал крестьянин Лю Бан — основатель династии Хань.

«Все колесницы с осью единой длины,
все иероглифы - стандартного написания»

Лозунг, приписываемый реформам Цинь Ши Хуанди

Первый китайский император династии Цинь, правивший с 221 до своей смерти в 210 году до нашей эры.

«Цинь Шихуанди» означает - император-основоположник династии Цинь.

Цинь Ши Хуанди завоевал 6 китайских царств; ввёл в них единую систему иероглифов, мер и весов, денежную единицу; построил сеть дорог с 3-мя полосами (центральная полоса - для колесницы Императора); отремонтировал отдельные части Великой Китайской стены, соединив их воедино и заранее начал строить свою гробницу.

По его приказу и для его гробницы были изготовлены - дошедшие до нашего времени - более 7000 фигур воинов в натуральную величину. Характерно - у солдат не было двух одинаковых лиц.

Цинь Ши Хуанди был противником моральных идей Конфуция и по его указу от 213 года до нашей эры, были сожжены старинные хроники и книги, содержащие конфуцианские идеи, а также казнены только в столице 460 конфунцианцев , а другие были отправлены на строительство дорог. Но китайцам разрешалось иметь военные, медицинские, гадательные и сельскохозяйственные трактаты.

Основной идеологией в Цинь, было учение легизма , изложенное в трактате «Хань Фэй-цзы» .

Легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей Императора, а от строгого и неуклонного исполнения законов. При этом, всякое отступление от закона - в том числе, по мотивам доброты и/или гуманности - считалось недозволенной слабостью…

«… Цинь Шихуанди был правильный гуманист. Если враг не сдавался, он его уничтожал; если сдавался - тоже уничтожал. Правда, слова «гуманизм» - по-китайски это звучит «жэнь» - Цинь Шихуанди не любил, и книги, в которых толковалось про «жэнь», велел сжечь, а заодно и все другие книги, кроме трудов по сельскому хозяйству, военных и гадательных книг.
И книгочеев-интеллигентов, толковавших насчёт «жэнь», собрали и потопили в нужниках или подвергли другим позорным казням. Всех таких интеллигентов оказалось четыреста человек; прослойка ещё не успела разрастись, и задача Цинь Шихуанди оказалась сравнительно простой.
Очистив страну от неправильного гуманизма, Цинь Шихуанди объединил Китай и основал единое Китайское государство на твёрдых принципах: за недоносительство - казнь, за донос - повышение по службе или другое поощрение.
Были построены великие сооружения, в том числе Великая стена, которая стоит и поныне (её достраивали и перестраивали, но основа заложена Цинь Шихуанди).
Это великолепное государство обладало только одним недостатком: жить в нём было нельзя. Даже Цинь Шихуанди, создатель системы, не выдержал её. Он заболел профессиональной болезнью прогрессивных деятелей такого типа - манией преследования.
Народ тоже не выдержал. Едва Цинь Шихуанди умер, китайцы вышли из состояния столбняка, в который их поверг циньский прогресс, и Эр Шихуанди (сын Цинь Шихуанди) был свергнут с престола. После нескольких лет смуты воцарилась династия Хань, реабилитировавшая интеллигенцию и интеллигентность.
С тех пор китайцы называют себя ханьцами, а китайские императоры в течение 2100 лет стеснялись надевать военный мундир.
Только недавно снова вернулась мода на полувоенные куртки.
Цинь Шихуанди вовсе не был безграмотным самодуром.
Он действовал на основе строго разработанной научной теории. Истоки этой теории восходят, по-видимому, к Мо Ди , выдвинувшему принцип «всё для народа» (на этом основании модисты отвергали искусство и науку как непонятные народу).
Шан Ян придал теории более строгий характер, заменив расплывчатый термин «народ» более точным - государство. Во имя государства предполагалось разрушить все другие архаические институции, например, семью, чтобы семейные связи не препятствовали верности государю.
Хань Фэй написал блестящий трактат, в котором человек в руках правительства приравнивался к куску дерева в руках ремесленника.
Этот трактат сохранился, переведен на английский и французский языки в серии «Классики Востока» ЮНЕСКО, отрывки можно прочесть в любой хрестоматии.
Хань Фэй не сравнивал человека с машиной только потому, что тогда ещё не было машин. По существу его можно считать предшественником кибернетики».

Померанц Г.С. , Нравственный облик исторической личности, в Сб.: Вегетарианская эпоха / Под ред. Е. Ямбурга, М., «Пик», 2003 г., с. 421-422

«Многие древние цари - как император Цинь, объединивший Китай около 200 г. до н.э., - отправляли громадные флотилии на поиски Фонтана юности, но успеха не добились. (По легенде, император Цинь не велел своей флотилии возвращаться без тайны бессмертия . Моряки не смогли отыскать Фонтан юности, но побоялись вернуться с известием о неудаче и вместо этого основали Японию)».

Митио Каку, Физика будущего, М., «Альпина нонфикшн», 2012 г., с. 222.

«Он воздвиг Великую китайскую стену, поскольку стены служат защитой; он сжёг книги, поскольку к ним взывала оппозиция, превознося предшествующих императоров. […] Огородить поле, огородить сад - дело обычное; и совсем иное дело - оградить империю. Заставить самый традиционный из народов отречься от памяти о прошлом - неважно, мифическом или подлинном - задача не тривиальная. Когда Ши Хуанди распорядился, чтобы история начиналась с него, Китай уже насчитывал трёхтысячелетнюю историю и знал и Жёлтого Императора, и Чжуан Цзы , и Конфуция , и Лao-Цзы . Свою мать за разврат Ши Хуанди отправил в изгнание; ортодоксы сочли столь суровую кару безжалостной. Но что если Ши Хуанди решил разом избавиться от прошлого только ради того, чтобы стереть память о материнском бесчестье? (Точно так же поступил правитель Иудеи, приказавший истребить всех младенцев мужского пола - ради того, чтобы умертвить одного-единственного.) Такое предположение приемлемо, однако оно никак не объясняет нам другую составляющую мифа - Китайскую стену. Историки утверждают, что Ши Хуанди запретил упоминать о смерти; в поисках эликсира бессмертия он уединился в своём аллегорическом дворце, где было столько же комнат, сколько дней в году. Это наводит на мысль, что постройка стены в пространстве и уничтожение книг во времени - две магические преграды, призванные остановить смерть».

Хорхе Луис Борхес, Стена и книги / От некто к никто: рассказы, эссе. М., «Олма-Пресс», 2000 г., с. 222-223.

Мастеровые, строившие могилу Императора, были в ней замурованы.

Современная китайская письменность восходит иероглифам времён правления Цинь Ши Хуанди .

Цинь Шихуанди правитель китайского царства Цинь с 246-го года до нашей эры до 221-го года до нашей эры. Также известен под именем Ин Чжэн. Стал первым императором объединенного Китая в 221-м году до нашей эры, после окончания эпохи Воюющих Государств. Правил империей до самой своей смерти в 210-м году до нашей эры.


Цинь Шихуанди – одна из ключевых фигур истории Древнего Китая. После объединения страны он и его главный советник Ли Си провели серию успешных экономических и политических реформ; именно в его время был заложен целый ряд титанических даже по нынешним временам проектов – вроде первой версии Великой Китайской Стены, мавзолея размером с город, охраняемого легендарной Терракотовой армией или глобальной системы дорог по всей стране. Разумеется, все эти проекты в процессе реализации унесли немало жизней; жесткость Шихуанди как правителя проявлялась еще и в том, что он объявил вне закона и сжег практически все имевшиеся в стране книги – исключение составила лишь литература о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях и труды из личной императорской библиотеки.

Будущий император появился на свет в Ханьдане, княжество Чжао. Его мать была наложницей (конкубиной) влиятельного придворного Люй Бувэя; собственно, именно действия Бувэя помогли молодому Ин Чжэю прийти к власти; из-за этого начали активно муссироваться слухи о том, что именно Бувэй – настоящий отец парня.

Ин Чжэн стал правителем царства Цинь в тринадцать лет; на тот момент царство это уже было, фактически, самым сильным из воюющих царств древнего Китая. Первое время – до 238-го – Шихуанди считался несовершеннолетним; его регентом был, разумеется, все тот же Люй Бувэй. Ин Чжэн, однако, не терял времени даром и тщательно изучал нелегкий процесс управления империей; в двадцать два года он изгнал своего приемного отца в ссылку, по обвинению в подготовке мятежа.

Взяв власть в свои руки, Чжэн начал объединение Поднебе

сной. Со временем ему удалось захватить все шесть главных царств Древнего Китая; в тридцать девять лет он стал единоличным правителем Поднебесной; именно тогда ему и было дано тронное имя Цинь Шихуанди.

Из всего наследия первого императора единого Китая в наше время наиболее известны Великая Китайская Стена и гробница, охраняемая Терракотовой армией. Стена в том виде, в котором она существует сейчас, была создана во времена царства Минь; Цинь Шихуанди лишь заложил её основы. Терракотовая армия, с другой стороны, является исключительно его наследием. Согласно исследованиям китайского историка Сымы Цяня, на строительстве мавзолея и армии было занято семьсот тысяч человек. Британский историк Джон Ман позже поставил под сомнение эти цифры – по его подсчетам, столько жителей не было во времена Шихуанди ни в одном из крупнейших городов мира; сам Ман склонен считать, что на строительстве было занято лишь шестнадцать тысяч человек. Цянь в своих трудах никогда не упоминал о Терракотовой армии; обнаружили её лишь 29-го марта 1974-го. Группа фермеров рыла новые колодцы и наткнулась на человекоподобное изваянии в земле. Как показали дальнейшие исследования, солдаты сначала были изготовлены несколькими большими партиями, с помощью глиняных форм, а затем уже доработаны вручную.

Одним из первых проектов, которые затеял молодой правитель, был его собственный склеп. Строительство его началось в 215-м году до нашей эры; в работах было занято – по разным источникам – от трехсот до семисот двадцати тысяч человек; впрочем, согласно все тому же Ману, цифры эти сильно преувеличены.

Первый император Китая — Цинь Шихаунди — знаковая фигура для китайцев. Он считается основателем существующего ныне государства.

Китай до 221 года, когда император объявил себя правителем всего Китая представлял из себя несколько царств,

Ин Чжэн (так было настоящее имя императора) стал правителем царства Цинь в 246 году до нашей эры в возрасте 13 лет. Достигнув совершеннолетия в 238 году Ин Чжэн полностью взял власть в свои руки.

С правлением Ин Чжэна связаны самые большие стройки в истории Китая и древнего мира. Одна из них — большой ирригационный канал, который в 246 году начал строить инженер Чжэн Го из царства Хань. Длина канала составляла 150 км. и строился он десять лет. В результате строительства количество пригодных для земледелия площадей увеличилось на 264,4 тысячи гектаров, что привело к невиданному экономическому подъёму Цинь.

Ин Чжэн вел успешные войны. Постепенно он захватил один за другим все шесть государств, на которые в то время делился Китай: в 230 г. до н. э. Хань, в 225 г. - Вэй, в 223 г.- Чу, в 222 г.- Чжао и Янь, а в 221 - Ци.

Таким образом он объединил весь Китай и в 221 году до нашей эры принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем.

Столицей империи стал Сяньян, неподалёку от современного Сианя.

Помимо реформ написания, денежной системы, создания дорог и прочего император начал грандиозные стройки, тяжесть которых легла на плечи миллионов простых людей.

Сразу после объявления себя императором Цинь Шихуанди начал строить свою гробницу.

Строительство гробницы началось в 247 г. до н. э. Для ее строительства были задействованы более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников. Цинь Шихуанди был похоронен в 210 г до н. э. вместе с ним было захоронено огромное количество драгоценностей и ремесленных изделий. Также с императором были заживо погребены 48 его наложниц.

Под землей была спрятана целая армия скульптур из глины, т.н.

Воины и лошади Терракотовой армии были сделаны в различных районах Китая.

Фигуры воинов являются настоящими произведениями искусства, выполнялись они в индивидуальном порядке. Каждая статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица.

Другой не менее значительной стройкой Цинь Шихуанди стала При строительстве ее использовались ранее существовавшие северные стены, которые укреплялись и соединялись между собой.

Строительство длилось 10 лет, количество рабочих достигало 300 тысяч. Ландшафт по которому шло строительство стены был сложным (горные цепи, ущелья) поэтому строительство было сопряжено со значительными трудностями.

Для строительства Великой китайской стены применялись каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли. При ведении Стены на востоке возводилась большая насыпь. В дальнейшем участки Стены стали облицовываться, для чего использовались камень и кирпич.

Император умер в 210 году во время очередного объезда своих владений.

Однако династия Цинь на нем же и закончилась. После смерти императора вспыхнуло восстание и всё его семейство было истреблено.

по материалам wikipedia

Великие завоеватели Рудычева Ирина Анатольевна

Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая

Так же как и в других древнейших цивилизациях, в Древнем Китае верили в жизнь после смерти, или, как мы привыкли говорить, в загробную жизнь. Китайцы верили, что в потустороннем мире они будут жить так же, как и на земле. Считалось, что чем больше у человека богатств, чем роскошнее он живет, тем больше богатств и слуг нужны и после смерти. Поэтому китайские императоры начинали строительство своих гробниц заранее. Как правило, императорские гробницы ни чем не уступали дворцам, в которых правители жили при жизни. Древние китайцы были уверены, что люди, которые окружают правителя и прислуживают ему в этом мире, несомненно, продолжат выполнение своих обязанностей и в загробной жизни. Когда умирал представитель родовитой знати, то в загробное путешествие с ним отправлялись не только предметы роскоши и деньги, вместе с хозяином уходили и его слуги. Так, например, китайские правители государства Шан (XVI–XI вв. до н. э.) погребали в своих гробницах прислугу и наложниц, чтобы те сопровождали их в загробной жизни. А тысячу лет спустя их далеким потомкам, завершающим земной путь, было достаточно снарядить с собой статуи из камня или терракоты, дабы не чувствовать себя одинокими в потустороннем мире. Однако никто не отправлялся в мир иной с такой многочисленной свитой, как великий император и объединитель Китая Цинь Шихуанди. Хотя к тому времени человеческие жертвоприношения в Китае уже не практиковались, в лучший мир с деспотом отправили не только многотысячную Терракотовую армию, но и всех тех, кому следовало обслуживать усопшего, - бездетных жен, наложниц и слуг.

Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая - вошел в историю как властный и жестокий, но мудрый правитель, реализовавший сразу два грандиозных проекта. Во-первых, он объединил шесть разрозненных мелких государств, на которые в то время делился Китай, и в 221 году до н. э. создал обширную империю, превратив ее в самое могущественное государство Азии. Впервые в истории Китай стал единым, а Шихуанди принял титул «первого императора». Второй несомненной заслугой этого могущественного властителя стало то, что он соединил уже существовавшие оборонительные сооружения и, подчинив их единому замыслу, построил одно из самых уникальных и грандиозных сооружений всех времен и народов - Великую Китайскую стену.

Ин Чжэн, в будущем Цинь Шихуанди, появился на свет в 259 году до нашей эры в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван, сын вана от простой наложницы, был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн - «первый» (по названию месяца рождения, первого в календаре). Матерью будущего правителя была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, будто Люй Бувэй - настоящий отец Чжэна. Уже в 13 лет Ин Чжэн занял место правителя одного из феодальных царств Китая - царства Цинь, которое было самым могущественным государством в Поднебесной. Государственное устройство этого царства отличалось мощной военной машиной и многочисленной бюрократией. Все шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Однако государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. До 238 года Чжэн считался несовершеннолетним, и всеми государственными делами занимался Люй Бувэй как регент и первый министр. Чжэн был многим обязан ему, прежде всего укреплением своего авторитета во дворце. Люй Бувэй учил своего подопечного: «Тот, кто желает побед над другими, должен одержать победу над собой. Тот, кто хочет судить людей, должен научиться судить самого себя. Тот, кто стремится познать других, должен познать самого себя».

В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Взрослея, настойчивый и своенравный Ин Чжэн стремился к сосредоточению в своих руках всей полноты власти и, судя по всему, отнюдь не собирался идти на поводу у своего первого советника. Обряд посвящения в совершеннолетие должен был состояться в 238 году, когда Ин Чжэну исполнялось двадцать два года. Имеющийся исторический материал свидетельствует о том, что за год до этого события Люй Бувэй пытался сместить Ин Чжэна. Еще за несколько лет до этого он приблизил к его матери одного из своих помощников, Лао Ая, пожаловав ему почетный титул. Лао Ай очень скоро добился ее расположения и стал пользоваться неограниченной властью. В 238 году до н. э. Лао Ай похитил царскую печать и вместе с группой своих приверженцев, мобилизовав часть правительственных войск, пытался захватить дворец Цинянь, где в то время находился Ин Чжэн. Однако юному правителю удалось раскрыть этот заговор - Лао Ай и девятнадцать крупных чиновников, руководителей заговора, были казнены вместе со всеми членами своих родов; свыше четырех тысяч семей, замешанных в заговоре, были лишены рангов и сосланы в далекую Сычуань. Все воины, участвовавшие в подавлении мятежа Лао Ая, были повышены в звании на один ранг. В 237 году до н. э. Ин Чжэн отстранил от должности организатора заговора Люй Бувэя. Продолжавшиеся аресты и пытки участников мятежа, по-видимому, тревожили бывшего первого советника. Страшась дальнейших разоблачений и надвигавшейся казни, Люй Бувэй в 234 году до н. э. покончил жизнь самоубийством. Жестоко расправившись с мятежниками и наведя порядок внутри царства, Ин Чжэн приступил к внешним завоеваниям.

В попытках подчинить разрозненные царства Ин Чжэн не гнушался никакими методами - ни созданием обширной шпионской сети, ни подкупом и взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял влиятельный сановник, выходец из царства Чу, Ли Сы. Обладавший огромной работоспособностью и аналитическим талантом, позднее этот человек занял при дворе Цинь Шихуанди должность главного советника (иначе - премьер-министра или канцлера). За время исполнения этих обязанностей Ли Сы определял политику и идеологию Циньского государства, в соответствии с его идеями государство превратилось в жестокую военизированную машину управляемую сложным бюрократическим аппаратом. Под началом Ли Сы были упорядочены меры и веса, приведена к единому стандарту китайская письменность и введен единый шрифт. Ли Сы, как и Цинь Шихуанди, был яростным противником конфуцианства, и впоследствии многие ученые, являвшиеся сторонниками этого учения, подвергались жестоким репрессиям.

В 230 году по совету Ли Сы Ин Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили ханьские войска, захватили в плен ханьского царя Ань Вана и заняли всю территорию царства, превратив его в циньский округ. Это было первое царство, завоеванное Цинь. В последующие годы циньская армия захватила царства Чжао (в 228 г.), Вэй (в 225 г.), Янь (в 222 г.) и Ци (в 221 г.). «Как шелковичный червь пожирает лист тутового дерева», говорится в «Исторических записках», так молодой царь покорил шесть крупных царств. В тридцатидевятилетнем возрасте Ин Чжэн впервые в истории объединил весь Китай. «Такой незначительный человек, как я, - с ложной скромностью заявлял Чжэн, - поднял войска для того, чтобы наказать мятежных князей, и с помощью священной силы предков наказал их, как они того заслужили, и водворил, наконец, в империи мир».

Всего 17 лет понадобилось Ин Чжэну, чтобы завоевать все шесть царств, на которые в то время делился Китай, и объединить их в одно мощное государство, столицей которого стал город Сиань. Историки считают, что многие сотни тысяч погибли или стали пленными в ходе завоевания, которое раздвинуло границы владений Чжэна от западных плоскогорий до восточных морей, между которыми пролегает около 1200 миль, и сделало его первым правителем объединенного Китая.

Итак, к 221 году царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая империя с централизованной властью. Одержав блестящую победу, Ин Чжэн все же понимал, что одной военной силы недостаточно для того, чтобы прочно удержать в своих руках территорию, население которой в три с лишним раза превышало число жителей царства Цинь. Поэтому сразу же после завершения военных действий он провел серию мероприятий, направленных на укрепление завоеванных позиций. Прежде всего Ин Чжэн обнародовал указ, в котором перечислил все грехи шести царей, якобы «творивших смуту» и препятствовавших водворению мира в Поднебесной. Ин Чжэн заявил, что в гибели шести царств повинны в первую очередь их правители, которые пытались уничтожить Цинь. Издание подобного указа было необходимо для морального оправдания как самого завоевания, так и тех жестоких методов, при помощи которых оно совершалось. Вторым шагом к упрочению верховной власти Цинь над всей завоеванной территорией являлось принятие Ин Чжэном нового, более высокого титула, нежели царский. Его завоевание, как он считал, не имело аналогов в истории и давало ему заслуженное право на новое имя и титул. Судя по сообщению древнекитайского историографа Сыма Цяня, Ин Чжэн предложил своим приближенным обсудить выбор его тронного имени.

Основываясь на предложениях своих советников, Ин Чжэн принял тронное имя Цинь Шихуанди. Чтобы показать свое превосходство над обычным царем - ваном, правитель выбрал себе титул «хуан», что означает «августейший повелитель». К этому титулу он добавил слово «ши», означающее «первый», и слово «ди», которое через тысячелетие стало означать «император», а первоначально означало «божественный правитель». Выбранный императором титул был созвучен имени одного из величайших персонажей древних китайских мифов и национальной истории - Хуанди, Желтому Владыке. Ин Чжэн, приняв имя Цинь Шихуанди, полагал, что его самого и его потомков ждет великая слава Хуанди. «Мы - Первый Император, - величественно объявил он, - и наши наследники будут известны как Второй Император, Третий Император и так далее, в бесконечной череде поколений». Первоначально термины «хуан» (властитель, августейший) и «ди» (император) употреблялись порознь, а их дальнейшее объединение было призвано подчеркнуть единовластие и могущество правителя огромного государства. Созданный таким образом императорский титул просуществовал очень долго - до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры.

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена. Прежняя столица царства Цинь, город Сяньян на реке Вэйхэ (совр. Сиань), была (в 221 году до н. э.) объявлена столицей империи. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоеванных царств. Когда завершилось объединение всей страны, встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали императору Шихуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Цинь Шихуанди последовал этому совету. Опасаясь междоусобных войн, он отказался предоставлять самостоятельные земельные владения своим сыновьям, мотивируя это заботой о сохранении мира в Поднебесной. Тем самым он укрепил свою личную власть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Древнейший китайский Желтый император, открывший эпоху «Великого начала» в Китае - это первый император манжурской династии Ши-цзу-Чжан-ХУАН-ДИ Шунь-чжи (1644–1662) Итак, кто был на самом деле древнейшим китайским Желтым императором, открывшим эпоху «Великого начала» в

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Первый император Китая повелел… Император Цинь Шихуанди покорил все остальные княжества и объединил Китай, основав династию Цинь. Намереваясь установить централизованное правление и предотвратить возрождение крупных независимых феодалов, он приказал разрушить те

Из книги Человек в зеркале истории [Отравители. Безумцы. Короли] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди: первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до нашей эры, когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, - это и время Пунических

Из книги Антигерои истории [Злодеи. Тираны. Предатели] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди, первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, - это и время Пунических войн

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Объединение Китая. Империя Цинь В IV в. до н. э. в нескольких крупных княжествах были проведены реформы легистского образца, окончательно уничтожившие обломки старого социального порядка, увеличившие социальную мобильность и поощрявшие частную инициативу, собственность

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди. Первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

автора Рудычева Ирина Анатольевна

Реформы Цинь Шихуанди Успешное управление только что объединенными государствами, где господствовали свои, местные, обычаи и законы, присущие только этому царству, было невозможно без введения единого для всех общеимперского законодательства. С разрешения этого

Из книги Великие завоеватели автора Рудычева Ирина Анатольевна

Гробница императора Цинь Шихуанди До недавнего времени многотысячная Терракотовая армия отлично справлялась с той задачей, ради которой и была создана. Ведь как-никак ей полагалось охранять усыпальницу великого Цинь Шихуанди. Гробница Первого Императора Китая

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Космические устремления Цинь Шихуанди Великая Китайская стена столь огромна, что полностью ее не увидишь даже с борта самолета. Это единственное на Земле сооружение, хорошо видимое из космоса. О длине Китайской стены до сих пор спорят ученые, называя две цифры – свыше

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

«Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для Китая была тем, чем стал греко-римский мир для

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Мавзолей императора Цинь Шихуанди Находится в 35 км от города Сианя, древней столицы Китая, построен в 221–259 гг. до н. э. для первого императора объединенного Китая.На его строительстве были заняты 700 тыс. рабочих. В подземном дворце размещается более 400 захоронений, его

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.8. Великий и страшный Цинь Шихуанди В России очень любят спорить о том, какое место в истории занимает И. В. Сталин. Как-то подзабылось, что в годы перестройки было опубликовано замечательное произведение писателя К. М. Симонова «Глазами человека моего поколения».

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Объединение Китая. Империя Цинь Экономический рост и развитие металлургии железа позволили китайским владетелям содержать более многочисленные и прекрасно вооруженные армии и вести более напряженные военные действия. Присвоение рангов за военные заслуги перед

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

КУЛЬТУРА КИТАЯ ЭПОХИ ЦИНЬ И ХАНЬ Первая китайская империя - Цинь - оставила превосходные памятники древней архитектуры - дворец Анфан и «восьмое чудо света» - Великую Китайскую стену. Стена, строительство которой было особенно значительным при Цинь Шихуанди,

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич
Похожие публикации